«Кем стать?..» Осознанный выбор или зачем коучинг в профориентации

...Оставаться в школе или уходить после 9 класса? Какие ЕГЭ выбрать? Куда поступать? Как объяснить родителям, что  я не хочу быть юристом? Какую профессию/профиль/специальность выбрать? Как выбрать перспективную профессию? Какая профессия мне больше всего подходит?..

Это реальные запросы из профориентационной  практики.

Вот уже 15 лет  я -  практикующий психолог-профконсультант.  Мои основные клиенты — это подростки и их родители,  студенты, реже взрослые. Чтобы  быть максимально полезной своим клиентам, я постоянно учусь, осваиваю новые технологии.

С 2015 г. я сертифицированный коуч. В коучинг меня привело желание развиваться и стремление повысить свою профессиональную эффективность.

Благодаря коучингу, я не только приобрела эффективную профоириентационную  технологию, но и  пересмотрела  в целом подход к своей профориентационной работе.

 ПРОФОРИЕНТАЦИЯ — это процесс самопознания и поиска себя. Это комплекс мер, направленных  на выбор сферы профессиональной деятельности (ЕГЭ, места учебы, профиля обучения, специализации, места работы). Это ОСОЗНАННЫЙ  ВЫБОР.  Я не случайно сделала  акцент именно на этих словах.

Существует множество определений коучинга.  В каждом из них красной линией проходит : ОСОЗНАННОСТЬ — ответственность  — повышение эффективности  — действия/шаги  — достижение конкретных целей. Коучинг  - это инструмент, предназначенный для раскрытия потенциала человека.

В профориентации  используется  целый арсенал инструментов и технологий. Вот обзор основных подходов  профориентационной помощи:

  • Информативный
  • Диагностико-консультативный
  • Активизирующий
  • Развивающий

Каждый подход имеет свои цели (результаты), отличается набором форм и методов работы, а также оказывается наиболее эффективным в определенных условиях.

Можно говорить о  коучинговом  подходе к профориентации и о коучинге, как об  отдельной профориентационной технологии (методе).

  • Коучинг является одним из эффективных инструментов профориентации и подразумевает развивающий подход.

Обязательные условия для его применения — это активность самого человека, его готовность меняться и развиваться!

Коучинг позволяет осознать:

  • свои сильные стороны (способности, личностные качества, навыки, знания и т.п.)
  • имеющиеся ресурсы (время, финансы, люди, источники информации и т.п.)
  • критерии выбора ЕГЭ/профессии/учебного заведения
  • сложившуюся ситуацию выбора (позиция родителей, востребованность профессий, конкурсный балл и т.п.)

На основе этой информации САМ клиент  при поддержке коуча может:

  • сформулировать свои профессиональные цели
  • составить реалистичный профплан (основной и запасной варианты)
  • найти мотивацию на достижение поставленных целей и реализацию плана
  • в действии адекватно подкорректировать план.

 

 

Метод коучинга подходит далеко не всем, в том числе и в профориентационной тематике!  Часто на профориентацию приходят не по своей инициативе, а по просьбе (а иногда и под давлением)   родителей.

В профориентации все начинается с прояснения запроса. Что хочет клиент? Если клиент сам не знает на какой вопрос он ищет ответ, коучинг помогает клиенту прояснить и сформулировать четкий запрос.

В профориентационном коучинге  нужно четко разделять понятия «заказчик» и «клиент».  Как правило, заказчиком выступает родитель, а клиентом  — подросток. Важно помнить, что в коучинге мы работаем с целями и запросом клиента.

Безусловно, самый эффективный вариант, когда работа ведется параллельно с подростком и хотя бы одним из родителей (как клиентом).Объясню почему. Ребенок повышает свою осознанность в ходе работы с коучем. Он уже видит ситуацию  выбора профессии под другим углом, ставит СВОИ цели и намечает конкретные действия. Он меняется и начинает меняться его поведение.

И вот он возвращается в «семейную реальность», где выстроены определенные отношения  РОДИТЕЛЬ-РЕБЕНОК. Родители, как правило,  не готовы к подобным изменениям. У родителей есть «идеальное представление»  о профессиональном  будущем  своего ребенка.  У них есть свои нереализованные мечты, страхи, убеждения.

У ребенка возникает «внутренний конфликт», зачастую  глубинный  ценностный. При этом подросток  полностью зависит от родителей материально, морально психологически.

 

Коучинг  эффективен для родителей, если есть потребность :

  • осознать свою родительскую позицию (степень активности своего участия, разделение ответственности и т.п.) в отношении выбора ребенка;
  • осознать влияниесвоих собственных стереотипов и установок, стиля воспитания на профессиональный выбора ребенка;
  • осознать, какой именно информации Вам (как родителю) не хватает, чтобы максимально помочь своему ребенку и где ее можно взять;
  • спланировать конкретные действия, по поддержкесвоего ребенка

Родители начинают «слышать своего ребенка»  и «говорить с ним на одном языке». Это мощно закрепляет результат всей профориентацинной работы.

 

  • Коучинговый подход к профориентации предполагает веру в потенциал человека. Подразумевает четкое распределение зон ответственности, активизацию и включенность самого человека. При таком подходе мы усиливаем любой из используемых методов профориентационной работы. Будь-то начальное анкетирование, обсуждение результатов диагностики или активизирующая игра.

Профконсультант владеет  информацией о мире современных профессий и  о рынке труда. Он вооружен арсеналом диагностических инструментов. Но, без активного участия самого клиента, его личной заинтересованности и готовности брать на себя ответственность, эффективность профориентации минимальна.

Давайте будем честными, есть клиенты, которые приходят за готовым решением. Кстати, их не мало. Запросы звучат примерно так:  « Я на консультации для того, чтобы Вы мне выбрали профессию».  «Скажите, куда мне поступать.» «Объясните моему ребенку, что ему нужно поступать туда-то»...

Это не клиенты коучинга,  как отдельной технологии.  Но мне, как профконсультанту,  ничего не мешает привнести в работу с такими клиентами коучинговый подход. Я не выбираю за клиента, вместо клиента или совместно с клиентом. Моя задача обеспечить клиента достоверной информацией и активизировать его.  Дальше он все сделает сам. Это его выбор!

Правильный выбор профессии — это,  прежде всего, осознанный и самостоятельный выбор! Осознанный выбор профессии — это когда человек может объяснить, прежде всего, самому себе, почему и зачем  он выбирает именно ЭТО. направлениеЕГЭ, профессию, учебные заведения  и т.п.).

Существует формула выбора профессии:

ХОЧУ +МОГУ+НАДО=МОЙ ВЫБОР

На мой взгляд, здесь не хватает существенного звена: ДЕЙСТВУЮ!!!

Без него формула не заработает.

Важно понимать,  что  каждое звено этой формулы — это далеко не константа, а переменная величина. А значит,  действия необходимо корректировать, в зависимости от изменений остальных  переменных.

Не нужно относиться к профориентации и выбору профессии, как к разовому мероприятию. Профориентация — это процесс самопознания, направленный на раскрытие потенциала и повышение личной эффективности. Этот процесс подразумевает  включенность, осознанность и активность самого человека!!!  

А разве это не про коучинг?!

Елена Корыткина психолог, профконсультант, коуч.

Владеет современными профориентационными технологиями (компьютерными, активизирующими, проективными, развивающими). Сфера актуальных интересов: профориентационный коучинг.

С 2002 г. специализируется в сфере ПРОФОРИЕНТАЦИИ, работала:

+психологом в городском Центре профориентации молодежи и психологической поддержки населения

+главным специалистом отдела профтестирования в Нижегородском Центре профессиональной подготовки кадров (специалист по профотбору водителей)

+ведущим специалистом Центра профтестирования и развития «Карьера Плюс»

Выпускница Международного Университета Global Coaching

В настоящее время руководитель проекта «Современная профориентация» — Галерея ВИП

Хотите получить навыки коуча для профориентации своих детей и не только?

Группа на обучение весной  по Международной программе «Коучинг нового мышления» ACSTH ICF уже формируются.
Старт онлайн программы — 10 апреля: http://coachuniver.ru/obuchenie-kouchingu-onlajn/kouching-novogo-myshleniya-onlajn/
Старт очной программы в Москве — 12 апреля: http://coachuniver.ru/obuchenie-kouchingu/coaching-new-thinking/ 

Узнать об обучении в других городах и зарегистрироваться: +79645833273