Как менеджеру или руководителю провести коучинговую беседу с сотрудником и зачем?
Найти правильный вопрос во время коучингового разговора - это одновременно и навык, и искусство. Коучи, проводившие сессии с тысячами менеджеров и продавцов по всему миру, говорят, что окончательное превращение в гуру коучинга происходит от сердца, а не от головы. Однако, как и в любом деле, которое мы только начинаем постигать, нам требуется время, чтобы довести до автоматизма какое-либо умение. Например, вы учитесь играть в гольф. Чтобы правильно делать замах клюшкой, вы изначально сосредоточены на правильности движений. А чтобы отточить правильность, нужно шаг за шагом развивать свой опыт, механику замаха, каждого движения. Только после последовательного повторения одного и того же движения много-много раз, это движение становится привычкой, и вы выдаёте собственный отличный замах. Вы перестаёте думать о механике, ваши инстинкты срабатывают, и вы просто делаете это.
Руководители и менеджеры по продажам проходят через аналогичную трансформацию, когда учатся задавать правильные коучинговые вопросы. Конечно, есть множество разных вариантов вопросов, которые можно использовать в коучинговой беседе, но ценность эффективных вопросов в том, что они создают новые решения, новые возможности роста, способствуют раскрытию мышления собеседника.
Когда эта трансформация происходит, менеджер начинает осознавать положительные результаты коучинга, и впоследствии его уверенность в коучинговых диалогах возрастает. Он все больше и больше доверяет интуиции, своим коучинговым способностям и инстинктам.
Правильные вопросы начинают естественно и органично появляться в каждом разговоре. Причём работают они в любой сфере. В коучинге нет тематических границ, нет таких вопросов, которые были бы особо эффективны в сфере бизнеса, другие более эффективны в спорте, третьи – в личных вопросах людей. Но есть базовые принципы и инструменты, которые необходимы для начала работы в коучинге. Это прочная основа, на которой вырастут ваши коучинговые навыки, индивидуальный коучинговый стиль и ваша эксперстность в какой-либо коучинговой нише. Узнайте базовые принципы коучингового диалога и научитесь применять инструменты коучинга в бизнесе и жизни, регистрируйтесь на международную программу «Basic Coaching Skills» CCE ICF.
Открытые коучинговые вопросы - это ещё и способ вернуть ответственность за результат клиенту коучинга. Отвечая на вопросы коуча, клиент сам создаёт решение, а значит, и доверяет этому решению больше, чем рекомендациям извне. Человек больше готов действовать, когда сам нашёл решение задачи, чем тогда, когда ему дали указания к действию.
Стремление руководителя или менеджера услышать мнение члена команды, дать ему возможность поделиться своими идеями, в перспективе поддержит развитие сотрудника и будет побуждать его проявлять в трудовой деятельности свои лучшие качества. Кроме того, это ведет к большей ответственности и повышению уровня самосознания персонала.
Не обязательно использовать каждый вопрос в разговоре. Мы приводим здесь примеры коучинговых вопросов, чтобы облегчить вам задачу в коучинговой беседе, чтобы помочь вам использовать инструменты коучинга в повседневных разговорах. И если у вас нет рядом коучкомпетентного менеджера или коуча, вы также можете использовать эти вопросы для самокоучинга! (Только не спорьте сами с собой по поводу ответов, которые услышите!)
1. Какого результата вы хотите достичь в этой теме?
2. Поделитесь подробностями происходящего?
3. Что вы пробовали до сих пор?
4. Как вы справлялись с подобным раньше? (Какой был результат?)
5. Как вы думаете, почему это происходит? (Как по-другому взглянуть на это? Что ещё? Какие предположения вы могли бы здесь сделать?)
6. Что вы думаете о том, как с этим можно справиться? (Если бы меня не было здесь, что бы вы сделали, чтобы достичь/решить эту проблему? Если бы мы поменялись ролями, как бы вы с этим справились? Какие идеи у вас есть на этот счёт? Какой еще подход может сработать, который вы не пробовали?)
7. Что вам нужно сделать в первую очередь, чтобы (решить / добиться этого)? (Как будет звучать этот разговор, когда вы поговорите с ……?)
8. Какие ресурсы вам нужны? (Как вы думаете, кого еще нужно в этом задействовать? Как еще я могу поддержать вас в ваших усилиях по его завершению?)
9. Что вы готовы совершить/сделать/попытаться/изменить и когда? (Если бы вы больше не могли использовать это оправдание, как бы вы двигались вперед?)
10. Когда нам будет иметь смысл переподключиться к беседе, чтобы убедиться, что вы достигли желаемого результата?
Что бы это значило для вас, если бы вы могли (добиться этого, решить эту проблему и т.д.)? - этот вопрос помогает человеку визуализировать цель и прояснить для себя выгоду или ценность описываемой цели.
Как это повлияет на вас (вашу команду, карьеру и т.д.), если это продолжается (не меняется, не решается)? - этот вопрос позволяет человеку измерить риск отсутствия изменений и сделать выбор – менять что-то или нет.
Хорошие вопросы выводят участников коучинговой беседы за пределы типичного, поверхностного, ориентированного на результат разговора о текущих задачах и проблемах, а вместо этого позволяют вести более насыщенные и увлекательные беседы с реальными результатами и возможностями для роста собеседника.
15 июля в Международном университете Global Coaching стартует программа обучения основам коучинга по компетенциям ICF с вручением сертификата уровня CCE ICF, 12 часов.
Данная программа как раз тот случай, когда вам интересно, как действуют инструменты коучинга, вам хочется больше узнать о них и начать применять, но пока не готовности идти на большую четырёхмодульную программу.
Каковы результаты программы:
Разовьёте навыки управления сотрудниками в недирективном стиле, которые наиболее подходят в текущей ситуации смены поколений в компаниях;
Освоите коучинговые инструменты для каждодневной работы, в том числе и дистанционной;
Трансформируетесь личностно – во время обучения вы проработаете около 10 собственных запросов и найдете решение для них.