Кто такой коуч: простой ответ на сложный вопрос

В современном мире сложно достигнуть высот или удержаться на них, не имея рядом своеобразного помощника. Помощника, который ничего не советует, не учит, но четко рисует дорогу в сознании человека и разрушает сложившиеся стереотипы. Его задача – лишь сформировать понимание, как достигнуть поставленной цели. И это не простая работа.

Человеческая жизнь бывает похожей на поездку по знакомому маршруту: мелькание пейзажа за окном и повторяющийся механизм движений, невыразительные взгляды попутчиков и пустые разговоры. Но ведь поездка может быть совершенно иной: полной чувств, стремлений к успеху и верой в достижение целей. Как перенести самого себя в иную реальность? Как выбраться из бесконечного тоннеля обыденности?

Решение вопроса спрятано во внутренних резервах человеческой личности, открыть их – задача профессионального коуча. Именно он помогает человеку выбраться из жесткой оболочки и раскрыть богатый творческий потенциал.

Небольшой исторический экскурс

Основоположниками коучинга считают нескольких людей. Концепцию внутреннего игрового действия, лежащего в основании методики, разработал Тимоти Голви. В начале 70-х он издал бестселлер «Внутренняя игра в теннис», где сформулировал суть идеи.

Тимоти работал тренером по теннису, повышая уровень результативности и психологической подготовки спортсменов. Во время профессиональных тренировок он обнаружил: очень часто соперник его подопечного находился не по ту сторону сетки, а в его голове. Тщательная проработка техники выполнения удара, тотальный контроль играли роль плохого помощника в достижении результата. А вот игра раскрепощенная, автоматическая и до какой-то меры интуитивная – была значительно результативнее.

И он стал учить не технической стороне дела, а… способу, как об этом не думать. Ценность подобной коррекции мышления в пользу автоматических, внутренних процессов человека не заставила себя ждать: его система была высоко оценена профессионалами от спорта, а в последствии и профессионалами в бизнесе. Подопечными Т.Голви стали не только спортсмены, а и представители крупнейших компаний: IBM, Apple, Coca-cola, AT&T, Rolls Royce.

Спустя двадцать лет другим автором – Джоном Уитмором – на страницах книги «Коучинг высокой эффективности» тезисы Голви получили дальнейшее продолжение применительно к бизнесу и менеджменту. Уитмор утверждал, что четкую и понятную концепцию Т.Голви можно использовать в любых ситуациях. С этой целью он разработал модель GROW (Цель – Реальность – Выбор – Воля), структурируя запрос клиента в другой плоскости. Тем самым стимулируя подсознательные процессы поиска.

В 1988-м на орбите коучинга появилась новая звезда – Томас Леонард. Он не только систематизировал разрозненную информацию, вдохнул в нее жизнь и заставил активно работать, но в 94-м заложил основание Университета коучей, а также создал несколько международных структур, среди которых Международная Федерация Коучей (International Coach Federation — ICF).

Описывая историю в датах, 80-е годы можно назвать периодом распространения коучинга в США и его активизации в немецком обществе. 90-е годы – это эпоха расцвета коучинга во многих европейских странах, в то время как в Соединенных Штатах эта сфера начала активно разделяться по своей специализации.

Разбираемся в терминологии

Сегодня термин «коучинг» (coaching) чрезвычайно популярен. Люди используют его, рассуждая на темы:

Коучинг – что это?

Что означает индивидуальный коучинг?

Кто такой коуч-тренер?

В чем смысл деятельности коуча, чем он занимается?

Какая польза от коуча?


До сих пор нет единого определения коучинга, и в этом его уникальность. Многие основоположники коучинга и коучи, достигшие выдающихся результатов говорят об этом так:

Коучинг — это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение.

Тимоти Голви

Коучинг не техника, а метод управления и взаимодействия с людьми, способ мышления, способ бытия, структурированный процесс…

Джон Уитмор

Коучинг — это длительные отношения, которые помогают людям получить исключительные результаты в их жизни, карьере, бизнесе или в общественных делах.

Международная Федерация Коуичнга (ICF)

И, хотя определения разные, у всех организаций и практиков есть единое понимание внутренней сути коучинга. Любой из них скажет:

Коучи ничему не учат.

Коучинг – это такой вид взаимодействия с клиентом, когда можно добиться результатов, ранее считавшихся недостижимыми, или прийти к цели быстрее и проще, не влияя на принятие решений, а лишь организовывая процесс определенным образом.

Отличие коучинга от тренинга, консультирования и работы психолога

Слово «coach» переводится как «тренер, наставник». Его начали активно использовать в 80-е годы позапрошлого века и первоначально ассоциировали только со спортом. Т.е. с человеком, который обучал определенной технике достижения результатов, отрабатывая последовательность движений, действий и закаляя психику.

Понемногу этот термин перекочевал в область тренингов, где «тренером» выступал преподаватель. Под тренингом следует понимать технологию динамичного обучения, направленную на развитие (формирование) конкретного навыка. Особенностью тренинга считается применение в процессе обучения социального аспекта, когда участники группы взаимодействуют между собой, обмениваются опытом и эмоционально поддерживают друг друга. Преподаватель тренинга, будучи специалистом в своей области, поясняет, учит как лучше достигнуть цели, советуя наиболее благоприятный выбор в той или иной ситуации. Чаще всего на основе пошаговых инструкций: делай так – получишь то.

Консультирование, тренинг и даже работа психолога находятся в определенных, жестких рамках признанной схемы обучения, технологии или метода лечения. Специалист назначает, указывает и рекомендует способ достижения цели.

Такой подход в корне отличается от Коучинга или бизнес Коучинга. Последние создают среду активизации собственного мышления и поиска выхода, не рекомендуют и не советуют. Коучи ищут решение вместе с клиентом. Говоря иными словами:

коучинг не является классическим консультированием или тренингом с их незыблемыми правилами и жесткими рекомендациями. Это не застывшая форма, а живая система, способная меняться, где главное – поиск решения проблем не за человека, а вместе с ним. Коучинг практикует индивидуальный подход. Это изучение самого себя, стремление найти ответы не во внешнем окружении, а в своей собственной голове, в своих внутренних процессах мышления. Которые оказываются гораздо эффективнее любого совета.

Области востребованности коучей

Список вопросов, с которыми люди обращаются к специалисту, весьма длинный. Вопросы для коуча именуются запросами клиента. Но надо понимать одно - коуч не занимается всесторонним развитием человека, он лишь помогает развить заранее оговоренные умения или достигнуть заранее определенных целей. Часто это следующие запросы:

Решение личностных проблем:

Найти вторую половину;

Купить определенную вещь;

Навести порядок в жизни;

Оптимизировать питание и тд.

Решение профессиональных проблем:

Достижение максимума эффективности в работе;

Карьерный рост;

Нестандартные решения;

Управление компанией.

Планирование собственного бизнеса, постановка правильных целей;

Выбрать стратегию управления коллективом;

Индивидуальная программа развития;

Снижение уровня стрессов и напряжённости;

Баланс между работой, отдыхом, удовлетворение от жизни и многое другое.

Итог: так кто такой коуч?

Подводя итог и отвечая на вопрос «коуч - это кто?», можно назвать его профессионалом высокого уровня, способным полностью изменить «маршрут» существования, сделать жизнь интересной и финансово насыщенной.

Международный Университет Global Coaching.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Расписание
Москва +
11 филиалов университета
Мы на связи:
Пнд.-Птн. 10:00-18:00
Вопросы?

Send this to a friend

Приветствую! Это может быть интересно для Вас: Кто такой коуч?
Ссылка: https://coachuniver.ru/kto-takoy-kouch/