Самосаботаж: новый модный самодиагноз или реальная проблема мышления? Попытаемся вместе разобраться как он проявляется, и как с ним работать. В статье предложена модель самосаботажа, а для ее иллюстрации используются фрагменты реальных диалогов с клиентами.
Больше информации о Юлии Захир
«Я хочу зарабатывать деньги, но не делаю и половины рабочих задач». »Хочу движения в профессиональном развитии, но не могу уже год сделать хотя бы что-то».
Так начинается каждая вторая встреча с новым клиентом, когда «не знаю, что хочу» или просто «хочу» исчезает, когда появляются «надо» и «должен». По-настоящему серьезно задуматься о системном подходе к такого рода запросам меня подтолкнула фраза клиента: «Я пытаюсь себя заставить делать правильные вещи, но внутри меня живет чемпион по самосаботажу».
Во-первых, в словах клиента саботаж, сознательное неисполнение или небрежное исполнение работы, можно услышать в двух залогах.
Активный залог – это когда «я должен / обязан / заставляю себя, но не делаю или делаю не в полную силу…»
Пассивный залог – когда «меня вынуждают / заставляют, а я сопротивляюсь».Как бы там ни было, самосаботаж возникает в обоих случаях.
Второе наблюдение – фразы, в которых слово «должен» используется тогда, когда оно не применимо по сути. Удивительно, например, слышать «я должен что-то хотеть» или «я не должен это чувствовать». Если обратить внимание клиента на такие высказывания, чаще всего выясняется, что во внутренней модели бессознательного одновременно присутствует привычный способ достижения цели – самопринуждение, и внутреннее сопротивление ему – самосаботаж.
Уклонимся от обсуждения вопроса о происхождении этой модели, но рассмотрим ее внимательнее. Уже с первых минут встречи можно наблюдать некое раздвоение: есть «тот, кто заставляет» и «тот, кого заставляют».
«Тот, кто заставляет» (назовем его для простоты «А») проявляется в продуцировании:
запугивающих и угрожающих мыслей о будущем. Например, «если ты не будешь …, то ты будешь осмеян / наказан / уволен …»
мыслей-обвинений и мыслей-осуждений. Например, «ты опять не сделал ...», «ты как всегда…»
«А», безусловно, имеет определенные полезные и важные цели для второго персонажа и транслирует ему задачи по их выполнению. Можно сказать, что «А» сильнее, и право принимать решения у него.
«Тот, кого заставляют» (пусть будет «Х») имеет свои часто недекларируемые или неосознаваемые цели. На вопрос: «как распределяются силы между «А» и «Х»?» клиент чаще всего замечает, что у «Х» сил много меньше. Значит, один из немногих способов не потерять свою цель – это сопротивление, избегание, саботаж задач от «А». Такие способы помогают «Х» удерживать собственную повестку.
Налицо системный внутренний конфликт внутри модели бессознательного в двух точках: несогласованные потребности и цели.
Внутренний конфликт в модели бессознательного
Это достаточно упрощенная схема. Тем не менее, она дает понимание сути внутреннего конфликта между «должен» и «хочу» и возможность более сфокусировано формулировать вопросы клиенту для эффективного решения его запроса. Другими словами, это способ деликатно помочь состояться позитивному диалогу между «А» и «Х» во внутреннем пространстве клиента. А они вполне могут договориться, если обсудят две важные темы.
Коучи хорошо знают, что в основе долженствования всегда находится истинное желание, поэтому важно прояснить в чем состоят позитивные цели «А»? Что им движет? Что он на самом деле хочет?
Чаще всего для «А» клиенты называют прагматические цели про новую машину, продвижение в карьере, увеличение дохода. Это важно, но не всегда вдохновляет, особенно если движение к цели надолго затянулось. Если клиент озвучивает не только цели, но и потребности, ради которых он формулирует свои «надо», то тем самым он отвечает себе на вопрос «а зачем я это делаю» и «почему мне важно делать именно так?» Чаще всего для «А» это про потребность в безопасности, защищенности, определенности.
Озвучиваемые цели «Х» звучат более вдохновляюще: путешествия, помощь родным и друзьям. Здесь тоже можно говорить о потребностях, но они находятся на более высоких логических уровнях. Отвечая на вопросы о смыслах и пользе своих действий в широком контексте, клиент открывает для себя источники энергии своего движения без сопротивления и самосаботажа.
Прояснение и параллельное рассмотрение целей «А» и «Х» удивительным образом приводит клиента к открытию целостности их целей, необходимости их рассматривать как «вторую палочку-опору» в развитии и движении.
В диалоге про цели важно бывает предложить клиенту пойти в исследование стратегий «А» и «Х» и определение комфортной стратегии достижения целей для самого клиента. Если при совпадении целей и ценностей наших внутренних героев клиент использует некомфортный способ их реализации, то в какой-то момент он непременно начнет саботировать движение к цели. В научно-популярной литературе много описанных случаев срывов после длительного периода правильного питания или дауншифтинга после периода отчаянного трудоголизма.
Опишу собирательную ситуацию, с которой приходят клиенты – линейные менеджеры. Дано: работа, параллельно обучение на дополнительную специальность, чтобы сменить / улучшить карьерную позицию. Обучение выбрано осознанно, нравится новая перспективная специальность. Есть понимание, что саботирует процесс обучения. Имеет много объяснений почему так делает и хочет разобраться – продолжать учебу или бросить.
Коуч спрашивает: «Представь себе момент, когда твой саботаж максимален. Как ты его ощущаешь?» Далее рассмотрим вариант ответа – «как бессилие и опустошенность».
В соответствии с моделью, явно преобладают цели «А», а его власть не оспаривается.
Возможные направления для работы коуча с ситуацией клиента
исследование целей «А» с точки зрения их ценностного потенциала, для «того, кого заставляют»;
исследование комфортной стратегии реализации целей «А», если они признаются ценными для «Х».
Вторая важная тема, без которой сложно исчерпать конфликт между «должен» и «хочу» – качество процессов как небольших шагов. Клиент знает свои глубинные ценности, сформулировал цели на ближайший период жизни. При обсуждении предстоящих шагов коуч слышит «надо» как следствие «хочу»: «Чтобы сделать то, что я хочу, мне надо …». Это означает, что для реализации части стратегии клиент готов зайти на круг долженствования и вновь дойти до включения кнопки «самосаботаж». Это хороший повод дать клиенту возможность подумать не только над ценностями и целями, сформулированными из «хочу», но и над комфортными условиями движения к ним на короткой дистанции.
Для этого при обсуждении шагов к реализации цели полезно обратить внимание клиента на следующие аспекты:
внимание к себе – как ты себя чувствуешь, какой у тебя уровень энергии в процессе движения, что ты хочешь – позволяет не пропустить первые слабые сигналы о неблагополучии;
источники энергии для движения – что важно для тебя в процессе движения, чтобы ощущать удовольствие и интерес, и как ты можешь организовать себе это важное. Таким важным может быть и «возможность творчества», и «чувствование потока», и многое другое.
Клиент приходит с запросом на поиски вариантов профессионального развития, но первые две встречи уводит диалог в тему поиска вариантов отдыха после работы и проблем с коллегами и выполнением kpi. В конце второй встречи возвращаю это наблюдение.
Клиент: «Мне сложно говорить об этом. Как будто есть какой-то затык, и не делаю, то, что для меня будет точно полезно».Для клиента процесс профессионального развития не просто непонятен. Он приносит дискомфорт, поэтому игнорируется при понимании необходимости. Предлагаю обратить внимание на «затык» и начать его исследовать в контексте основного запроса.
Коуч: «Что важного произошло за эти несколько минут?»И далее из ресурсного состояния клиента диалог о ценности жизни, времени, людей и выход на решение запроса.
Клиент: «Я вспомнила, зачем хотела менять профессиональную жизнь».
При работе с самосаботажем предлагаю рассматривать в качестве рабочей модели взаимодействие во внутреннем пространстве клиента «Того, кто заставляет» и «Того, кого заставляют». Задача работы сводится к моделированию диалога между этими частями через:
согласование целей;
выявление общих ценностей;
обсуждение ожидаемого качества процессов достижения согласованных целей.
Спасибо, что прочитали нашу статью. Команда Университета Global Coaching всегда готова помочь вам:
— узнать больше о коучинге и кому он будет полезен;
— получить коучинговое образование очно и онлайн на Level 1 (ACC), Level 2 (PCC), Level 3 (MCC) по международным стандартам ICF;
— получить специализацию в бизнес и executive коучинге;
— пройти профессиональную подготовку на бизнес-ментора.
А еще мы обучаем коучингу и менторингу в индивидуальном и корпоративном форматах.
В результате обучения вы получите 2 сертификата – международного образца ICF и Национальной федерации профессиональных менторов и коучей, а также диплом об образовании государственного образца.
Подробнее об Университете Global Coaching
Подписывайтесь на наш Telegram. Вы найдете там еще больше новостей об инструментах и применении коучинга в жизни и бизнесе.