Про уровни слушания, препятствия общения и принципы доверительной коммуникации
Удивительно, что в современном мире, когда мы так далеко продвинулись в технологиях, нашем понимании истории, в подходах к общению и в методах обучения, много людей всё ещё не умеют хорошо слушать. Подумайте о последних 2 или 3 мероприятиях, на которых вы были, и о том, чувствовали ли вы, что вас слушают. Исследователи говорят, что мы запоминаем 25-50% услышанного. Это значит, что когда вы разговариваете с начальником, коллегами, клиентами или супругом в течение 10 минут, они действительно слышат только 2,5-5 минут разговора!
Является ли слушание интуитивным навыком или этому можно научиться? Способность слышать, как правило, является врожденной, но способность хорошо слушать — это навык, который можно развивать и практиковать. Слушать означает обращать внимание и прилагать сознательные усилия для обработки того, что вы слышите. Это один из самых важных навыков, но также и один из самых недооцененных. Мы часто принимаем умение слушать как должное, не отдавая себе отчёта в том, что это играет важную роль в продуктивном общении.
Есть несколько преград на пути к хорошему слушанию, на которые мы все можем иногда взглянуть и признать.
Сравнение: «у меня тоже такое было»;
Чтение мыслей: попытка угадать, что на самом деле думает или чувствует другой человек;
Репетиция: когда вы сидите и думаете, что знаете, что собеседник будет говорить дальше;
Суждение: вы не слушаете, потому что вы уже приняли решение, сформировали мнение
Сновидения: вы слушаете вполуха, потому что слова собеседника вызывают у вас воспоминания, и вы увлекаетесь своими мыслями;
Консультирование: вы вступаете в беседу не для того, чтобы выслушать человека, а чтобы решить его проблемы или найти решение своих проблем;
Срыв: смена темы и перевод разговора в другое русло;
Позиция «Я всегда прав»: вы не можете слышать критику в свой адрес и эмоционально реагируете на неё. Однако если вы не признаёте очевидные ошибки, вы не можете измениться.
В исследовании коммуникации, проведенном профессором Меграбяном, говорится, что 55% общения является невербальным (язык тела, жесты, мимика, то, как вы стоите или сидите), 38% — голосовым (тон и высота вашего голоса, скорость, с которой вы говорите), и только 7% словесным (слова, которые вы используете).
Ценность теории Меграбяна относится к коммуникациям, в которых эмоциональное содержание имеет большое значение, и потребность в его правильном понимании велика. Это часто применимо в менеджменте и бизнесе, где мотивация и отношение имеют решающее влияние на результаты, но также имеет более широкое применение для всех наших подходов к слушанию и способности улавливать реплики (и «подсказки»!) от говорящего.
Ниже опишем идеи из книги Отто Шармера, где он описывает 4 типа слушания:
Это принцип слушания путем повторного подтверждения привычных суждений. Когда вы находитесь в ситуации, где всё происходящее подтверждает то, что вы уже знаете, и вы слушаете скучая.
Этот тип слушания является фактологическим или объектно-ориентированным: слушание с вниманием к фактам и новым или опровергающим данным. Вы сосредотачиваетесь на том, что отличается от того, что вы уже знаете. Прислушиваетесь к фактам, фиксируете данные. Вы задаете вопросы и уделяете пристальное внимание ответам, которые получаете.
Этот более глубокий уровень слушания называется эмпатическим слушанием. Когда мы вовлечены в диалог и наше внимание полностью на собеседнике. Иногда, когда мы говорим: «Я знаю, что ты чувствуешь», - мы делаем акцент на своего рода ментальном или абстрактном знании. Но чтобы по-настоящему почувствовать то, что чувствует другой, у нас должно быть открытое сердце. Только открытое сердце даёт нам эмпатическую способность напрямую общаться с другим человеком изнутри. Когда это происходит, мы чувствуем глубокую перемену, поскольку вступаем на новую территорию в отношениях; мы забываем о своих собственных планах и начинаем видеть, как выглядит мир чужими глазами.
Этот тип слушания выходит за пределы рационального поля и соединяет нас с чем-то ещё более глубоким. Шармер называет этот уровень слушания «генеративным слушанием», или слушанием из возникающего поля будущих возможностей. Этот уровень слушания требует от нас доступа не только к нашему открытому сердцу, но и к нашей открытой воле: нашей способности соединяться с высшим будущим.
Идея Шармера состоит в том, что, несмотря на полезность всех 4 уровней, когда вы выбираете слушать с уровня 3, эмпатического слушания, ваша точка зрения перенаправляется на видение ситуации глазами другого человека, а на уровне 4 (генеративное слушание) вы понимаете, что к концу разговора вы уже не тот человек, которым были, когда началась беседа.
Слушание - это тяжелая работа! Вы делаете сознательное усилие, чтобы услышать не только слова, которые говорит другой человек, но, что более важно, попытаться понять посылаемое сообщение в целом: вы считаете важным выяснить, что думает человек, а не делать предположения.
1. Уделяйте 100 % внимания
Докажите, что вам не всё равно на вашего собеседника, остановите другие действия во время разговора.
2. Ответы
Ответы могут быть как вербальными, так и невербальными (кивки, выражение интереса), но они должны доказывать, что вы получили сообщение, и, что более важно, доказывать, что оно оказало на вас влияние. Говорите примерно на том же уровне энергии, что и другой человек… тогда он будет знать, что действительно вы получили сообщение, и ему не нужно будет повторять.
3. Докажите, что понимаете
Сказать «я понимаю» недостаточно. Людям нужны доказательства понимания. Время от времени повторяйте суть идеи собеседника или задавайте вопрос, который будет показывать, что вы знаете основную идею. Важно повторять слова собеседника не для того, чтобы доказать, что вы слушали, а чтобы доказать, что вы понимаете. Разница в этих двух намерениях передает совершенно разные сообщения, когда вы общаетесь.
4. Продемонстрируйте уважение
Полезно в общении сказать людям: «Я ценю ваше положение» или «Я знаю, что вы чувствуете». Но важно и доказать сказанное своим общением, например, разговаривать с собеседником на его уровне состояния и понимания. Мы можем делать это естественным образом, регулируя наш тон, скорость речи и выбор слов, чтобы показать, что мы пытаемся представить себя на месте собеседника.
Процессы слушания и признания других людей могут показаться обманчиво простыми, но чтобы достигать целей разговора, особенно когда возникают разногласия, нам требуется сочетание таланта, дисциплины и усилий. Как и в случае с любым другим навыком, умение хорошо слушать требует практики.
Если вы как коуч готовы стать для своих клиентов инструментом перемен, узнать новые техники, которые помогут вашим клиентам быстрее находить инсайты; если вы готовы перейти на новый уровень владения компетенциями коуча, регистрируйтесь на международную программу «Недирективный коучинг – активация потенциала» ACTP ICF.
5 модуль – это подготовка и более лёгкий путь к сертификации на квалификации международного уровня ACC и PCC ICF. Ценность программы «Недирективный коучинг – активация потенциала» ACTP (ICF) в том, что в рамках курса Александра Прицкер, асессор PCC ICF, поделится с вами эксклюзивными знаниями - вы поймёте, что и как оценивают экзаменаторы ICF, будете знать, что усиливает вашу работу и что изменить в собственных коуч-сессиях, чтобы соответствовать желаемому уровню. мастерства.