4 аспекта, которые стоит предусмотреть перед внедрением программы менторинга в компанию
Менторинг (развивающее наставничество) все чаще рассматривается как инструмент индивидуального обучения и развития для людей с широким спектром возможностей и потребностей.
Исследования показывают, что благодаря менторингу сотрудники часто лучше осознают свой потенциал; получают больше ясности о себе и экосистеме организации; достигают большей уверенности в себе, самомотивации, уверенности, получают больше поддержки для достижения своих стремлений. Ментор-беседы между ментором и менти часто имеют решающее значение для изменения взглядов обоих участников процесса, развития личности и карьеры.
Бенефиты менторинга очевидны, но работающая программа менторинга в компании – это не то, чего можно достичь без подготовки. Поэтому в данной статье мы остановимся на нескольких аспектах формальной программы менторинга, которые стоит предусмотреть «на берегу», то есть прежде чем внедрять менторинг в корпоративные процессы.
Успешные менторы используют широкий набор эффективных стратегий и навыков в рамках отношений менторинга. Исследования менторинга в таких секторах, как медицина, научные круги, начинающие учителя, бизнес-структуры привели к тому, что профессиональные менторские сообщества определили набор основных компетенций для менторов. Стоит сказать, что структура компетенций у каждого профессионального сообщества своя, однако есть ряд навыков, которые превращают деятельность ментора в профессиональную роль:
Заинтересованность в развитии других: менторы стремятся быть вкладом в других, помогая подопечным развиваться и расти.
Стремление к саморазвитию: менторы стремятся к саморазвитию и постоянному профессиональному развитию.
Если ранее ментор обсуждал с менти какой-то вопрос, то позднее он обязательно спросит, как развивалась ситуация.
Контекстная осведомленность: менторы стремятся узнать и ценить контекст подопечных.
Самосознание: менторам требуется высокая степень самосознания, чтобы распознавать собственное поведение и эмоции в рамках отношений.
Коммуникативная компетенция: включает в себя применение нескольких навыков -слушание, умение задавать открытые вопросы, размышление и обобщение.
Управление взаимоотношениями: менторы должны быть уверены в себе и чувствовать себя комфортно, чтобы управлять динамикой отношений ментор-менти, включая ясность ролей, ожидания, контракты и границы.
Поведенческая осведомленность: менторы должны иметь разумное представление о поведенческих моделях, наблюдательность и рефлексивные навыки для поддержки.
Вопросы для рассмотрения:
Размышляя над вышеизложенным, каковы ваши сильные стороны и области для дальнейшего развития?
Посмотрите на компетенции ментора и подумайте, где находятся области наибольшего и наименьшего комфорта для вас?
Менторинг - это двусторонние отношения, и есть четкие доказательства того, что он приносит взаимную пользу менторам и менти. А это значит, что для успешности менторских отношений менти тоже должен быть подготовлен к ним. Пример характеристик и компетенций подопечных, которые способствуют успешным отношениям менторинга:
Понять цель и контекст: подопечные понимают цель и контекст программы менторинга; что такое менторинг, а что нет.
Четкие ожидания: подопечные понимают ожидания ключевых заинтересованных сторон в их заданном контексте - организации, программы, ментора и самого себя.
Ответственность за обучение: подопечные берут на себя ответственность за собственное развитие.
Открытость: готовность участвовать и учиться; быть открытым для исследования, вопросов и проблем.
Организация: подопечные несут ответственность за то, чтобы связаться с ментором, организовать встречи и составить повестку дня.
Энтузиазм и приверженность: подопечные проявляют стремление к обучению, совершают действия и следующие шаги, следят за выполнением взятых обязательств.
Уважение: подопечные признают ценность опыта, приверженности и вклада ментора.
Самосознание: подопечные понимают свои эмоции и реакции на ситуации.
Вопросы для рассмотрения:
Поразмышляйте над вышеизложенным, каковы ваши сильные стороны и области для дальнейшего развития?
Насколько вы готовы к менторингу и что вы будете делать дальше?
При выборе ментора менти может подумать о следующем:.
1. Совместимость: с кем-то, кто успокоит, с кем можно свободно разговаривать и устанавливать взаимопонимание.
2. Контраст: кто-то, кто отличается от вас и поможет вам выйти из вашей зоны комфорта, например, кто-то с другим личным и профессиональным опытом и знаниями.
3. Вызов: кто-то, кто бросит вам вызов, задаст сложные вопросы, спобные изменить вашу точку зрения.
4. Контекст: человек, обладающий знаниями и опытом, чтобы направлять и поддерживать вас в вашем путешествии.
5. Забота: кто-то, кто сострадателен и обладает эмоциональным интеллектом, самосознанием и сочувствием..
Обдумывая, работать ли с подопечным, ментор может подумать о следующем:
1. Открытость к обучению: тот, кому интересно учиться, развиваться и расти.
2. Приверженность: менторинг часто может быть долгосрочными отношениями, поэтому важно поддерживать отношения менторинга и последующие действия.
3. Готов ответить на вызов: тот, кто открыт к вызову, любопытен и приветствует сложные и важные вопросы.
4. Восприимчивый к обратной связи: тот, кто желает услышать, принять обратную связь и действовать в соответствии с ней.
5. Уважительный: человек, заботящийся о времени, энергии, границах и договорённостях
Вопросы для рассмотрения:
Что вы можете искать в будущем в потенциальном менторе или менти?
Какие действия вы готовы предпринять, чтобы развивать отношения менторинга?
Есть много факторов, влияющих на эффективность менторинга, однако ключевыми, по нашему мнению, являются достижение взаимопонимания и ясности цели.
Взаимопонимание часто называют «химией», степень сходства и различия между ментором и менти, а также способность партнёров устанавливать открытые и доверительные отношения. На начальном этапе отношений менторинга степень взаимопонимания будет определять, хотят ли ментор и менти работать вместе..
Взаимопонимание возникает, когда:
1. Ментор и менти разделяют общие ценности, имеют общую цель, искренне внимательны и заинтересованы; нет скрытых целей.
2. И ментор, и менти могут быть уверены в конфиденциальности между ними; они могут говорить то, что думают, не беспокоясь о критике или осуждении
3. У них есть взаимное уважение и положительное отношение, они доверяют доброй воле друг друга
4. Отношения освобождают/расширяют возможности (а не ограничивают /лишают).
Ясность цели определяет направление, фокус и помогает навигации в отношениях..
Высокая ясность цели возникает, когда:
1. У отношений есть долгосрочное направление и определенная цель
2. Для каждой встречи есть повестка дня, чтобы сосредоточить разговор на долгосрочном направлении.
3. Результаты взаимоотношений и менторинга возникают неожиданно и органично, в соответствии с общим долгосрочным направлением.
Вопросы для рассмотрения:
Вспоминая свой предыдущий опыт отношений менторинга (если такой имеется), насколько вы бы описали их как эффективные?
Какие показатели повлияли на степень эффективности?
Подумайте, как вы развиваете взаимопонимание в разговоре. Как вы могли бы использовать это в своих будущих менторинговых отношениях?
https://www.nihr.ac.uk/documents/before-embarking-on-a-mentoring-relationship/27682
Создайте программу менторинга в организации на профессиональном уровне! На международной программе «Менторинг в бизнесе» CCE ICF вы получите готовую систему внедрения менторинга в организацию.
первая в России программа обучения менторингу с описанной пошагово технологией внедрения международной системы менторинга в организацию;
во время обучения участники получат эксклюзивные раздаточные материалы, переведенные с английского на русский язык, с прописанными процедурами и решениями, конкретными советами и упражнениями, которые показывают, как действует система менторинга в Британии (в мире) - в открытом доступе этих материалов нет
программа основана на работах Английских коучей-менторов (менторинг в Великобритании является одним из самых востребованных институтов в организациях для развития персонала);
важным акцентом программы обучения является фокус на личностном росте наших студентов. Особенность Международного университета Global Coaching в том, что, помимо высококачественного обучения по материалам, основанным на последних профессиональных трендах в сфере T&D, наш студент растёт, меняется и развивается на программах лично.
Регистрируйтесь на программу!