Сценарии коучинговых бесед
Сценарии коучинговых бесед
Структуры для планирования сессий коучинга

В этой статье вы найдете несколько идей о том, как структурировать сеансы коучинга, полезные советы по планированию сессий и примеры коучинговых бесед.

Зачем структурировать сессии коучинга?

Структурирование коучинговых сессий полезно для коучей и для их клиентов. Чёткая схема делает сессию более организованной, а коуча уверенным и сфокусированным на достижении целей клиента. Широко известна модель GROW, или модель РОСТа, автором которой считается сер Джон Уитмор. Она используется в различных типах коучинга.

Модель GROW базируется на 4 элементах:
G – Цели (goal).
R – Реальность «здесь и сейчас» (reality).
О – Обстоятельства, или варианты выбора (options, obstacles).
W – Воля, намерение идти вперед (will или Way forward).

Как это работает? В основе эффективного коучинга лежит опрос, точнее, умение коуча задавать открытые вопросы. Модель РОСТа предполагает, что в течение сессии клиент поэтапно будет прояснять каждый из предложенных 4 элементов благодаря тому, что коуч будет задавать ему вопросы. Любая коучинговая модель или структура предполагает использование вопросов в различных формах. Это нужно, чтобы помочь индивидуальному мыслительному процессу клиента.

Как «доставить» человека к его цели?

Коуч может стимулировать мышление собеседника и превращать идеи в действия с помощью пяти ключевых вопросов. Их можно задать по порядку, в зависимости от трудностей и тем, которые клиент хочет обсудить, поскольку конечная цель - доставить человека туда, куда ему нужно.

1. Где ты был?
Спросите клиента о его истории, например, об образовании, предыдущем опыте работы или даже о личном опыте, который привёл его к этому моменту. Это создаёт взаимопонимание и пространство, в котором клиент чувствует себя комфортно. Рассказывая свою историю, человек может определить, куда он хочет двигаться в будущем.

2. Где ты сейчас?
Изучение текущей ситуации является ключом к пониманию того, почему и как клиент хочет заниматься самосовершенствованием. Это также можно сделать, спросив клиента о том, что он думает и чувствует.
Понимая намеченную клиентом траекторию и его бэкграуд, коуч может быть более полезным клиенту в достижении его целей.

3. Куда вы хотите попасть?
После того, как текущая ситуация будет исследована, этот вопрос поможет клиенту визуализировать то, чего он хочет достичь. Это переломный момент сеанса: коуч должен вовлекать клиента в разговор такими вопросами, которые вытесняют его из зоны комфорта и создают внутренний сдвиг, необходимый для продвижения вперед.

Чтобы вопросы были открытыми - на них нельзя было бы ответить простым «да» или «нет», - можно начинать свой вопрос со следующих слов и фраз:

Почему?

Как?

О чём вы думаете… ?

Расскажи мне больше о…

Задавая вопросы во время коучинга, важно не то, какой вопрос вы задаете, а то, как вы его задаете. Сильные вопросы задаются с искренним намерением.
Когда коуч задаёт открытые вопросы, клиент приходит к осознанию своего пути самостоятельно. Кроме того, в сессии важны моменты молчания (тишины). Паузы между вопросами помогают клиенту находить решения, инсайты. В тишине сессии происходит активная деятельность сознания, которую необходимо поддерживать. Поэтому не стоит бояться молчания клиента в сессии.

4. Как вы туда доберетесь?
После того, как клиент определил, куда он хочет идти, у него могут возникнуть проблемы с определением того, как он хочет этого достичь. Часто в такие моменты клиент действительно хочет получить совет от коуча. Коуч же в соответствии с методикой не даёт советов, но может помочь клиенту продумать варианты и альтернативы последующих действий. Рассмотрение каждого варианта или разыгрывание вероятных сценариев помогают клиенту выбрать подход к решению.

5. Как вы узнаете, что прибыли?
На этом последнем шаге клиенту предлагается оценить свою тренировку и решить, достиг ли он цели на сессию и насколько он стал ближе к тому месту, в котором хочет быть. Этот этап также помогает прояснить, открыл ли клиент для себя что-нибудь новое во время занятия и какие действия следует предпринять дальше (за пределами сессии).
Если у подопечного возникают проблемы с измерением результата сессии, то коуч может предложить ему подумать о том, как он себя чувствует после занятия, так как это все равно поможет клиенту продвинуться вперед.

Советы для успешного коучингового разговора

Планируя занятия, важно сначала понять потребности клиента и установить связь с ним. Вот три совета, которые помогут вовлечь клиента в разговор во время сессии.

1. Слушайте
Истинное слушание идет даже дальше активного слушания, его цель - слушать, чтобы понять. Слушать, чтобы понять, - это осознание того, что во время разговора необходимо учитывать несколько уровней информации.
Занимаясь коучингом, важно прислушиваться к эмоциям клиента, не предполагая, о чем идет речь, и давая возможность собеседнику выразить свои идеи и эмоции, которые им движут.

2. Задавать вопросы вместо того, чтобы направлять
Это стратегия используется не только в коучинге, но и в других вспомогательных профессиях, таких как преподавание и консультирование. Когда клиент рассуждает или заявляет о цели, которую он хочет достичь, важно не давать ему слишком много указаний о том, как её достигать, а вместо этого предложить собеседнику изучить этот вопрос или ответить на него самостоятельно.

Вот несколько наводящих вопросов, которые могут побудить клиента задуматься:

Что еще вы можете сделать для реализации этой инициативы?

Что еще вам приходит в голову?

Вы обсуждали это с кем-нибудь еще? Каковы были их первоначальные мысли или реакции?

На кого еще это может повлиять? Как вы думаете, как с этим справиться?



3. Оставьте клиенту место для открытий
Вместо того, чтобы немедленно решать проблему или давать ответ, основанный на вашем опыте, дайте человеку возможность разобраться в этом самостоятельно. Стремитесь обеспечить баланс между вызовом (посредством вопросов) и поддержкой во время тренировок. Также помните про тишину в сессии.

Примеры коуч-сессий

Ниже приведен пример того, как может состояться коучинговая беседа.

Пример коуч-сессии №1.

Коуч: Здравствуйте ____. Как у вас сегодня дела?
Клиент: Привет. У меня все хорошо, спасибо, а у вас?
Коуч: У меня все хорошо. Как прошла твоя неделя?
Коучи отвечает. 2–3 минуты нейтрального разговора.
Коуч: Отлично. Я хочу, чтобы вы начали сегодняшнее занятие с размышлений о том, где вы были. Вспомните наш разговор на этой неделе. Дайте клиенту минуту подумать.
Клиент: Подождите ... как размышления о том, где о нашем разговоре и о том, что произошло со мной на этой неделе, связаны с постановкой целей?
Коуч: Как вы думаете, как это может быть связано? Дайте клиенту минуту на ответ. Попробуйте определить какую-либо ситуацию на этой неделе, в которой можно было бы что-то улучшить. Подумайте, что конкретно можно было бы улучшить и как бы вы хотели, чтобы это материализовалось. Позвольте клиенту ответить.
Коуч: Отлично. Это упражнение предназначалось для того, чтобы помочь вам вспомнить важные для вас ситуации и процессы и что-либо улучшить в них. Теперь давайте применим это же упражнение к более широкой области, в которой вы хотели бы видеть улучшения. Начните с определения области, в которой вы хотели бы видеть улучшения, и того, что вы хотели бы изменить.

После этого вводного упражнения коуч может продолжить обсуждение целей или задач с партнёром. Основная часть занятия должна быть сосредоточена на разбивке каждой цели, а не на направлении подопечного к решению.

Пример того, как вовлечь подопечного в этот тип диалога, приведен ниже.

Как поддерживать клиента в его пути
Клиент: Одна из моих целей - получить повышение в течение этого календарного года. У вас есть какие-нибудь советы или рекомендации, как это сделать быстрее?
Коуч: Хорошо… давайте разберемся с этим. Вы хотите получить повышение в следующем году. Звучит как довольно важная цель.
Клиент: Да, но в моем отделе действительно сложно получить повышение.
Коуч: Как вы думаете, было бы для вас полезно разбить эту цель на более мелкие, более достижимые цели?
Клиент: Зачем мне это делать?
Коуч: Иногда такие большие цели, как та, которую вы упомянули, могут пугать. Разбив это продвижение на пошаговый процесс, вы сможете лучше спланировать свои действия для достижения этой цели.
Клиент: Хорошо… ну, я думаю, мне нужно начать с разговора с моим боссом.
Коуч: Хорошо. Как вы думаете, как должен выглядеть этот разговор?

Затем коуч будет использовать наводящие вопросы, такие как «как вы думаете…?» или «как вы думаете, было бы более полезно…?» Такие вопросы заставляют клиента задуматься о своем подходе к ситуации.

Планирование сессий

Хотя планирование разговора может показаться излишним процессом, это полезный навык для коуча. Он помогает его клиентам использовать эффективно время сессии, позволяет получить более целенаправленные разговоры, а значит, клиент быстрее достигнет своих целей.

Научиться структурировать и проводить сессии в соответствии с международными стандартами коучинга можно на базовой программе обучения коучингу «Коучинг нового мышления» ACSTH ICF.

О программе:

Акцент на работах лучших мировых коучей-практиков: обучаем инструментам и подходам, которые используют в работе с клиентами эксперты коучинга из Великобритании, в частности Джули Старр;

Внимание на прикладное использование: 70% учебного времени отведено практике, отработке и закреплению компетенций коуча и коучинговых методик;

Акцент на усилении личного развития наших студентов: во время обучения участники курса прорабатывают более 20 собственных задач и проблем, становятся счастливее, позитивнее и осознаннее;

Современная система обучения: преподаватели используют разные формы работы со студентами, при этом главная наша задача состоит в том, чтобы полезные навыки коучинга вы получали с удовольствием, интересом и мотивацией. Регистрируйтесь на программу

Регистрируйтесь на программу!

 
Москва +
11 филиалов университета
Мы на связи:
Пнд.-Птн. 10:00-18:00
Вопросы?
Send this to a friend
Приветствую! Это может быть интересно для Вас: Сценарии коучинговых бесед
Ссылка: https://coachuniver.ru/scenarii-kouchingovyh-besed/