Непроизвольные реакции: «Мммм…», «хммм», «эммм…» - мешают или помогают коучу?

На сайте Международной федерации коучинга нас привлекла история Ребекки Дорси Сок, MA, PCC, командного коуча и коуча по развитию лидерских навыков из Лос-Анджелеса, штат Калифорния (https://coachfederation.org/blog/increase-nonverbal-awareness). Она рассказала, как попросила коллегу коуча послушать запись своей коуч-сессии, чтобы получить обратную связь. Вот что сказал автору истории её коллега: «Я не знаю, что вы интерпретируете этим, но почему вы протягиваете «мммм» каждый раз, когда ваш клиент отвечает на вопрос? Вы звучите негативно».

Значение невербальных реакций

Ошеломленная отзывом Ребекка в растерянности обратилась за помощью к ментору. Она хотела понять, что в её сессии для коллеги-коуча звучало негативно, ведь сама она была уверена, что провела встречу с энтузиазмом и в позитивном ключе.

Ментор прокомментировал ситуацию следующим образом: «Вы издаёте много невербальных шумов. Каждый решительный «мммм» или созерцательный «хммм» придаёт значение тому, что говорит ваш клиент».

«Я полагала, - пишет автор истории, - что невербальными шумами я поддерживаю моего клиента, как бы говоря «я слышу тебя, я здесь, продолжай», при этом не прерывая его. Я думала, что я остаюсь нейтральной к содержанию слов собеседника. Однако я не осознавала, что мои автоматические реакции несут оценку ответам клиента».

Привычка предала Ребекку. Она фокусировалась в сессии лишь на том, как и что она говорит, и не следила за тем, как проявляет себя невербально. Но хуже всего, по мнению героини истории, то, что её не всегда понимали так, как она хотела.

Что слышит клиент за шумо«ммм…» коуча

Профессиональные коучи демонстрируют позицию влияния, которая означает, что клиенты могут прислушиваться к их ценностям или суждениям. Но стресс, страхи или беспокойство о теме обсуждения могут легко привести клиентов к ошибочному выводу по поводу мнения коуча и того, что он имеет в виду под затянувшимся «ммм».

«Возможно, я действительно подразумевала не что иное как «Я слышу вас. Продолжайте». Но я также понимаю, что клиент, возможно, слышал – «Это была глупая мысль. Попробуйте еще раз», - пишет Ребекка Дорси Сок. - Это немного иронично, на самом деле. Я сразу вижу эти привычки у своих клиентов, но мне не хватало поворота зеркала обратно к себе. Я потратила годы на то, чтобы услышать, что клиент действительно говорит (и не говорит). В сессии я была созвучна изменению тона голоса клиента, тонким реакциям через шумы или изменениям в позе, но не осознавала собственные невербальные привычки. Я хорошо знаю каждое сказанное мной слово, но намного труднее было уместно использовать в беседе невербальные шумы. По крайней мере, так было до недавнего времени».

По словам Ребекки, моментом победы для коуча является молчание созерцания, которое следует за сильным вопросом. Но что делает коуч после ответа собеседника? В разговорах, не связанных с коучингом, восторженный кивок или наполненный энергией «мммм» могут остаться незамеченными, но всё, что говорит или «бормочет» коуч, влияет на коучинг. Поэтому Ребекка предлагает использовать невербальные привычки в коуч-сессиях как приём.

Как заметить свои невербальные реакции

Чтобы осознанно применять невербальные привычки в работе коуча, необходимо понять, какие именно шумы или действия характерны для вас, и научиться управлять ими. Автор истории предлагает сделать для этого три простых шагов.

1) Увидеть себя

Смотрите, что вы делаете во время коуч-сессии. Если это телефонный разговор, поставьте перед собой зеркало. Если вы беседуете по видеосвязи, попробуйте сосредоточиться на своем видео-канале, а не только на клиенте. При личной встрече смотрите на свою позу каждые несколько минут.

2) Услышь себя

Слушайте и обращайте внимание на моменты, когда вы реагируете на ответ собеседника звуком. К внутреннему фокусу на собственных словах добавьте фокус на невербальные привычки, поймайте себя в режиме сессии, делая каждый раз отметки на листе, когда вы издаёте шум-реакции («хммм», «мммм», «оооооооооооооооо»).

Лайф-хак: прослушайте сессию и подсчитайте, сколько раз вы вставили звуковую реакцию. Насколько вы были сфокусированы на своих невербальных реакциях в режиме сессии? Сравните количество отметок на листе с количеством, полученным при прослушивании сессии.

3) Держись за себя

Буквально. Найдите тактильную привычку держать внутри себя непроизвольные реакции. Выясните, каковы триггеры вашего ответа - что клиент говорит или делает, что заставляет вас ответить невербально? И выработайте привычку прекращать такие реакции.

Лайф-хак: прижмите палец или кулак ко рту во время слушания или положите рот и подбородок на ладонь, чтобы напомнить себе, что ваша реакция будет иметь значение для собеседника.

Ещё раз о значении шум-реакций

Рассказывая о том, как уметь управлять невербальными привычками, Ребекка полагает, что удачный и целенаправленный шум «мммм» может быть мощным инструментом для коуча. Как автор истории Ребекка предлагает читателям подумать над вопросом - по-прежнему ли клиенты так внимательно считывают невербальные реакции коучей, если учесть, что мы живём в мире, где электронные письменные формы общения занимают больше половины времени людей, и собеседники не могут воспринимать ни движений, ни жестов, ни интонаций? И другой вопрос - какое влияние оказывают шум-реакции коучей на клиентов сейчас (по сравнению, например, с десятью годами ранее), когда люди в принципе очень мало информации при общении воспринимают в звуковой форме и мало общаются лично?

Станьте мастером в профессиональной среде - улучшите качество сессий, почувствуйте бОльшую удовлетворенность от высокого уровня своей работы, станьте более полезным для своих клиентов.

Приглашаем к участию:«Недирективный коучинг — активация потенциала» ACTP (ICF) – международная программа повышения квалификации коучей и подготовки к сертификации на уровни ACC и РСС ICF. Программа помогает перейти на новый уровень владения компетенциями и практиковать коучинг в соответствии с международными стандартами ICF.

Теоретической базой для создания программы послужили работы британского коуча Майлза Дауни. Ведущими программы являются международные тренеры Александра Прицкер МСС ICF, Горка Бартоломе (Gorka Bartolomé) MCC ICF (Испания), Джузеппе Тотино (Giuseppe Totino) MCC ICF (США).


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Расписание
Москва +
11 филиалов университета
Мы на связи:
Пнд.-Птн. 10:00-18:00
Вопросы?

Send this to a friend

Приветствую! Это может быть интересно для Вас: 3 способа замечать свои невербальные привычки во время сессии
Ссылка: https://coachuniver.ru/3-sposoba-zamechat-svoi-neverbal-nye-privychki/