Как получить максимальную отдачу от программы менторинга?
О плюсах и минусах менторинга написано много. Конечно, если вы думаете о том, как предложить сотрудникам возможности развития, особенно в нынешние времена, стоит подумать о проведении программы менторинга.
Ментор и executive-коуч Палена Нил имеет опыт создания программ менторинга для технических экспертов среднего и высшего звена в Индии и для молодых лидеров в ряде африканских стран. Подход её команды направлен на укрепление управленческого и лидерского потенциала технических экспертов, она использует модель развивающего наставничества - взаимовыгодный процесс, движимый целями развития подопечных.
За пять лет работы с этими программами Палена столкнулась с некоторыми проблемами. Одни были ожидаемы, другие стали сюрпризом, но при этом развенчали имевшиеся у неё мифы. Ниже в статье собрано несколько «подводных камней» программ менторинга и несколько советов, которые помогут всем сторонам получить максимальную отдачу от менторинга.
Палена стала свидетелем роста популярности менторинга в целом – и менторинга лидерства в частности, - но до сих пор видит случаи, когда у заказчиков возникают нереалистичные ожидания относительно возможностей менторинга.
В одной из программ развивающего наставничества, реализуемых Паленой, старшее руководство решило внедрять менторинг после того, как вернулось с международной конференции, на которой рекламировались преимущества менторинга для женщин. И организация стала развивать идею менторинга, чтобы поставить галочку в поле профессионального развития персонала. Они ожидали, что, «предоставляя менторинг», они будут поддерживать и развивать своих сотрудников. Тем не менее, они не предлагали никаких других мероприятий по развитию, таких как обучение, коучинг, консультирование. Все их ожидания в отношении поддержки, развития и «наращивания потенциала» были возложены на плечи одной лишь программы менторинга.
«В этом случае нам нужно было провести несколько разговоров с генеральным директором и отделом кадров, чтобы скорректировать ожидания от менторинга и рассматривать менторинг как один из элементов комплекса усилий организации в сфере профессионального развития, - говорит ментор, доктор философии Палена Нил. - Также необходимо было напомнить руководству компании, что один или два часа менторинга в месяц не могут волшебным образом изменить человека или организацию. Хотя технология развивающего наставничества является прекрасным дополнением к репертуару программ компании по развитию лидерских качеств, оно не является панацеей».
Выводы
Заранее сформулируйте чёткие ожидания у принимающей организации:
убедитесь, что программа менторинга полностью интегрирована в более широкую деятельность по развитию персонала;
напомните всем сторонам, что менторинг не может решить все потребности/проблемы развития организации или человека.
«Когда я заключаю контракт с организацией, то объясняю, что наша модель менторинга опирается на пул неоплачиваемых наставников-волонтёров, чью репутацию я культивировала более 20 с лишним лет, - рассказывает Палена Нил. - Это позволяет контролировать расходы. Тем не менее, наставники по-прежнему нуждаются во внимании и поддержке, чтобы сохранить свою вовлеченность».
Интеграция и привлечение менторов требует эффективного подключения, обучения, регулярных проверок и последующих действий, постоянного общения и, при необходимости, вмешательств. Помимо подготовки к индивидуальным сессиям менторинга в свободное время, менторы обязуются выполнять эти дополнительные действия, включая периодические оценки.
Выводы:
обеспечивать регулярную помощь менторам и следить за тем, чтобы организация знала обо всём, что влечет за собой менторинг. Можно организовать регулярные тренинги и обзоры для менторов, ежемесячно рассылать менторам информационные бюллетени по общим темам или возникающим вопросам. Это помогает сохранить вовлеченность менторов в программу;
напоминать организации, что обязательства менторов перед организацией выходят за рамки запланированного на ментор-сессию времени.
В одной программе менти исключали из запланированных менторинговых сессий, чтобы они могли посещать внутренние собрания организации, которые их боссы считали приоритетными. Хотя корпоративные встречи могут быть важны, это стало мощным и обесценивающим сигналом для менторов. Менторы нашли «окно» в своём расписании, подготовились и потратили время только на то, чтобы отменить занятия в кратчайшие сроки или без предварительного уведомления. В другой программе принимающая организация выразила удивление по поводу того, что менторинг был остановлен по окончании менторингового контракта: «Менторы уже это делают! Неужели они не могут продолжать наставлять наших сотрудников?»
Выводы:
определите на старте, как вы будете оценивать вклад менторинга, чтобы показать материальную и нематериальную ценность программы;
определите, как будут завершаться отношения менторинга и какой вид поддержки предложить менти в дальнейшем.
Когда озвучиваются преимущества менторинга, организации и потенциальные менторы сразу же с энтузиазмом говорят «да». Однако, когда дело доходит до повседневных операций, привлекательность идеи затмевается рутинным процессом администрирования - назначением и сохранением встреч, отслеживанием контрактов менторинга, соотношением ожиданий и обсуждением их с менторами, организацией регулярных проверок менторов и менти, поиском и подбором новых участников программы. Рутинную, но такую необходимую работу по поддержанию программы легко недооценить.
Выводы:
инвестируйте в человека, который будет координировать программу и управлять ее администрированием. В то время как неформальное или индивидуальное наставничество может работать с очень небольшим количеством администрации, формальные программы менторинга требуют сильной поддержки;
поощряйте менторов и менти вести дневник менторинга, чтобы записывать свои цели, обязательства, полученные знания и размышления.
Менторинг может быть мощной возможностью для развития, когда он строится как взаимовыгодные отношения, когда каждая сторона приносит пользу и учится, когда менторинг внедряется как одна из нескольких возможностей развития для сотрудников в рамках целостной программы развития лидерства и когда организация так вкладывается в процесс, что менторы и менти получают поддержку и ресурсы, в которых они нуждаются.
Палена Нил – член Совета коучей Forbes, доктор философии, ментор, executive-коуч, тренер по руководству и лидерству, преподаватель, основатель Unabridged.
Источник: https://www.forbes.com/sites/forbescoachescouncil/2021/04/12/four-challenges-mentor-programs-face-and-how-to-address-them/?sh=26fae481778a
Как простроить систему менторинга, чтобы она работала и приносила результаты?
Что надо сделать, чтобы внедрить системы наставничества в компании?
Как мотивировать менторов и менти к сотрудничеству?
Начните с обучения! Чёткое понимание цели менторинга в компании, его инструментов, наличие необходимых компетенций у участников программы, понимание структуры ментор-сессий и путей построения ментор-сотрудничества – это фундамент результативной программы развивающего наставничества.
Прояснить для себя все эти пункты вы сможете на международной программе «Менторинг в бизнесе» CCE ICF.
подготовка к созданию на предприятии системы менторинга на профессиональном (международном) уровне;
выстраивание эффективной системы передачи знаний и опыта внутри компании;
создание уникальной среды для вклада знаний ваших сотрудников в компанию;
увеличение вовлечённости и ответственности сотрудников за свою работу.