Поведение участников, которое может разрушить доверие в команде, - как ему противостоять
В основе высокоэффективной командной работы и здоровых отношений между сотрудниками лежит доверие. Если существует доверие, команды работают эффективно. Если нет доверия, команды рассыпаются, а её участники срываются. Поддержание здоровых отношений в коллективе - обязанность каждого руководителя. В этой статье мы поговорим о четырёх токсинах - обвинении, презрении, защите и эффекте «каменной стены» - которые разрушают доверие внутри команды. Мы также разберём, как с ними бороться (читайте «работать») лидерам, чтобы создать подходящую среду для продуктивной командной работы.
Концепция четырех токсинов, или четырёх всадников апокалипсиса, была разработана профессором психологии Вашингтонского университета Джоном Готтманом. Токсин - это распространенное неправильное поведение в коллективе, оказывающее прямое негативное влияние на командную работу.
В основе каждого из этих не очень умелых поступков лежит благое намерение, поэтому в той или иной степени каждый человек время от времени пользуется одним или несколькими из них. Это в нашей ДНК. Однако частое повторение любого из этих действий становится разрушительным и для самого человека, и для доверия в команде.
Обвинение - это когда кто-то словесно указывает пальцем на другого человека. Зачастую это выражается в форме обвинений, адресованных непосредственно человеку, а не его поведению. Распространенное обвинение начинается со слов «вы…» вместо «ваш вклад…» или «ваши действия…» и может выражаться резко, доминантно и даже агрессивно.
Обвинение обычно указывает на существующую проблему в командной работе, которую необходимо решить. Проблема, представленная в виде обвинения, сформулирована с точки зрения бессилия и не направлена на повышение производительности команды.
Если вы обвиняете, обратите внимание на то, чтобы критиковать поведение, а не человека. Не ограничивайтесь критикой другого, сделайте ещё один шаг и предложите конкретное действие, которое поможет решить проблему. Если вас критикуют, выслушайте основную потребность или просьбу другого человека. Придумайте предложение, которое поможет избежать проблемы в будущем. Если вы действительно что-то напутали, извинитесь. Это хорошая отправная точка, чтобы обезвредить токсин «обвинение».
Защитное поведение есть не что иное, как ещё один способ обвинить другого. Обычно это проявляется в виде защитных слов и с помощью языка тела. Как правило, защищающийся человек не признает собственных ошибок или неподобающего поведения..
Лучшее противоядие от защитной реакции - правило двух процентов. Спросите себя: «Что если бы только 2% того, что говорится, было правдой?» При таком подходе вы легче поймёте собеседника и характер конфликта, а также приблизитесь к поиску решения. Если обвинение становится личным, выслушайте критику и попросите разъяснений. Если вы заметили, что коллега занимает оборонительную позицию, выразите уважение и признательность. Это снизит защитную реакцию человека. Спросите, что он/она слышал, и сообщите свои наблюдения – часто обнаруживается, что защищаться человек начинает из-за какого-либо недоразумения. Наконец, не забудьте активно слушать и показывать, что вы понимаете, о чём говорит защищающийся человек. Такие люди склонны чувствовать, что их не слышат.
Презрение, пожалуй, самое токсичное поведение в отношениях команды. Его саркастический, циничный, враждебный юмор или неуважительный тон подрывают авторитет другого человека. Закатывание глаз — типичный жест презрения. Часто презрение является результатом процесса, который медленно развивался в течение достаточно долгого времени.
Антидот против презрения может работать в следующей последовательности:
установите контекст: скажите, когда или где вы заметили неуважение;
внятное наблюдение: скажите, что вы видели, не оценивая;
опишите влияние: нейтрально сообщите о том воздействии, которое презрение оказало на вас, других людей, работу или организацию;
предложите следующие шаги: предложите, как бы вы хотели, чтобы что-то изменилось в подобных ситуациях в будущем, и согласуйте это с заинтересованным лицом.
Вот пример того, как это могло бы звучать: «Я слышал, как вы сказали: «Я не сомневался, что они не будут в курсе», когда говорили об участии x,y,z в проекте. Это казалось грубым и неуважительным. Можем ли мы договориться об уважительном подходе к разрешению конфликтов?» Лица, проявляющие неуважение, часто не осознают своего токсичного поведения и пренебрегают тем, что презрение наносит вред адресату, свидетелям сказанного и им самим.
Это похоже на разрыв отношений. В результате нет участия, общения, вклада, взаимодействия или возможности для компромисса.
Каменная стена обычно является реакцией на страх и опасность. Если вы каменная стена, исследуйте, чего вы боитесь. Выразите это открыто и договоритесь с другим человеком, чтобы сохранить пространство в безопасности и помочь себе говорить открыто.
Источник: https://www.shinecoachingbarcelona.com/en/teamwork-4-toxins-conflict-resolution/
Не только лидер, но и вся команда должны нести совместную ответственность за выявление присутствия токсинов и за работу над их нейтрализацией. В качестве практического напоминания о том, что во время совещаний ваша команда должна находиться в среде, свободной от токсинов, вы можете прикрепить табличку «зона, свободная от токсинов» у входа в конференц-зал или принести плакат с 4 токсинами на ваши встречи.
Если же вы хотите глубже изучить динамику команд, навыки лидерства и командной работы, приглашаем вас на сертифицированную программу с обязательной практикой в командах «Коучинг команд для руководителей» CCE ICF.
В процессе обучения вы получаете технологии, инструменты и пошаговый алгоритм работы с командами и группами в организациях. Во время обучения из участников формируется команда, которая должна выполнить ряд задач и прийти к определенному результату. Это позволяет на себе прочувствовать все процессы групповой динамики и понять, как будут чувствовать себя участники ваших будущих команд..
международный сертификат ССE (ICF), который подтверждает глубокий уровень знания по работе с командами по мировым стандартам;
по завершении программы у вас будет чёткое понимание, как достигать результата от командного коучинга, вы будете обладать устойчивым набором инструментов для реализации этого понимания на практике;
практический опыт в работе с командами, который поможет понять продукт, научиться ему и эффективно с ним работать в своей профессиональной деятельности.