
О потенциале коуча и его клиентов
«Недавно одна из моих супервизируемых, которая готовиться сама стать супервизором, вынесла на сессию историю о том, как она бросила вызов клиенту. Последний неоднократно отменял, откладывал и переносил время встреч, - поделилась с нами коллега-супервизор. - Из описания я поняла, что она гордилась проделанной работой. Что она сделала? Отплатила своему клиенту той же монетой в рамках их коучинговых отношений. И сразу получила результат - после первоначального шока, клиент более полно посвятил себя сотрудничеству и, что было не совсем обычно для него, сам предложил дату для следующей сессии!»
Супервизор поделилась, что, слушая историю подопечной, её не покидало ощущение, что супервизируемая могла бы помочь своему клиенту извлечь из ситуации более глубокий уровень обучения. На первый взгляд, результат очевиден – клиент перестал откладывать сессии, стал более ответственно и уважительно относиться ко времени своего коуч-партнёра. Это здорово, но говорит ли его поведение с главной героиней истории о том, что это типично для его поведения в другом месте?
Супервизируемая как коуч могла бы спросить, где еще клиент использовал приобретённое осознание ценности чужого времени? На работе? Дома?
Героиня истории как бы поднесла зеркало к ситуации, которую, возможно, её клиент проигрывал снова и снова неосознанно. Такой приём - показать человеку, как его действия выглядят со стороны, - часто приводит к бОльшему сдвигу, чем просто обязательство появиться на сессиях коучинга. Но произошло вот что: забота героини истории была сосредоточена на себе и на правильности своего поступка по отношению к клиенту. Это первый уровень развития в супервизии, где большинство коучей ищут заверения, что они делают всё правильно.
В книге «Коучинг, менторинг и организационный консалтинг – супервизия и развитие» Питер Хокинс и Ник Смит описывают четыре уровня, которые коучи проходят, чтобы развиваться с помощью супервизии:
Уровень I «Самоцентрированный»
Как на этом уровне характеризуется супервизируемый:
зависит от супервизора;
может чувствовать себя неуверенно в роли коуча;
ему может не хватать понимания процесса, но он очень мотивирован;
боится быть оценённым или услышать оценку от супервизора;
выражает беспокойство по поводу сосредоточенности на себе;
склонен фокусироваться на конкретных аспектах истории клиента, текущей ситуации или оценке личности;
может быть нетерпеливым и боязливым;
склонен к преждевременному суждению о клиенте и себе.
Супервизор на этом уровне должен сбалансировать поддержку для супервизируемого.
Уровень II «Ориентация на клиента»
Супервизируемый:
может колебаться между зависимостью и автономией, между чрезмерной уверенностью и подавленностью;
переживает многие истории на эмоциональном уровне: может начать думать, что стать успешным коучем - долгая и трудная работа;
в какой-то момент может потерять уверенность и простоту в общении с супервизором;
для этапе могут случиться разногласия между супервизируемым и супервизором, в результате которых супервизор может быть признан некомпетентным и обвинён в «провале»;
Супервизор должен быть менее дидактическим и обеспечивать эмоциональную поддержку чувствам супервизируемого.
Уровень III «Ориентация на процесс»:
Супервизия становится более коллегиальной (происходит обмен опытом);
Супервизируемый способен гибко подходить к своим клиентам;
Супервизируемый начинает видеть более широкий контекст ситуаций своих клиентов и историй, которые он выносит на сессии с супервизором;
У супервизируемого появляется способность полностью присутствовать на сессиях с клиентом и в беседах расширять контекст отношений: узнавать личную историю/образ жизни клиента, внешние жизненные обстоятельства клиента, особенности жизненного этапа клиента и социальный контекст.
Уровень IV «Процесс в контексте»
Может рассматриваться как интегрированный Уровень III – практикующий находится на уровне Мастера: личная автономия, личная безопасность, стабильная мотивация, глубокая осведомленность о том, как решать свои личные и профессиональные проблемы.
Понимание, кто ты такой и как ты тренируешь.
Этот уровень о приобретении большего количества знаний, о глубине и интеграции, которые называются мудростью коуча.
Категории, отмеченные Хокинсом и Смитом, показывают ценность супервизии для коучей разного уровня. Супервизия обеспечивает глубину коучам, которые тренируют дольше и, возможно, нуждаются в большей концентрации на принятии этических решений, и поддерживает коучей-новичков, которым не хватает уверенности.
Приглашаем вас стать профессиональным супервизором в коучинге, освоив программу «Супервизия» ССE ICF. Обучение на программе – это возможность:
освоить методологию, технологии и инструменты перспективного направления развития коучей в России - супервизии;
быть самим собой в работе с клиентом супервизии;
научиться принимать себя и других без суждения;
осознать свой персональный стиль в коучинге, то, как он влияет на вашу работу с клиентом, и помогать другим коучам делать то же самое;
развиваться в международной среде и иметь прямой выход для работы в международное пространство как коуч и супервизор;
научиться справляться с неудачами, сложными ситуациями в сессиях, конфликтами внутренними и внешними;
научиться продвигать себя как супервизора в русскоговорящем и англоговорящем пространстве.
Зарегистрируйтесь, чтобы первым узнавать о новостях программы.