Как в поведении коучей ACC, PCC и МСС проявляется навык активного слушания
Третья статья серии «Основные компетенции в поведении коуча» поможет коучам-соискателям международных квалификаций понять, как стандарты Международной федерации коучей (ICF) определяют понятие «активное слушание», какой уровень владения компетенциями ждут оценщики и что осложнит получение проходного балла на экзамене на ACC или PCC ICF.
Суть навыка: способность полностью сосредоточиться на том, что говорит и не говорит клиент, понимать значение сказанного в контексте желаний клиента и поддерживать самовыражение клиента.
Коуч демонстрирует компетенцию, если:
Отвечает на запрос клиента, а не на свой собственный;
Слышит о проблемах, целях, ценностях и убеждениях клиента;
Различает слова, тон голоса и язык тела;
Обобщает, перефразирует, повторяет, отражает то, что сказал клиент, чтобы обеспечить ясность и понимание;
Принимает, исследует и поощряет клиента в выражении чувств, восприятия, проблем, убеждений, предложений;
Опирается на идеи и предложения клиента;
Понимает суть запроса клиента и помогает ему легче достичь цели;
Позволяет клиенту прояснить ситуацию, чтобы перейти к следующим шагам.
Как ICF предписывает демонстрировать активное слушание на уровне поведения
Ключевые навыки оцениваются по критериям:
Глубина слушания коуча: что клиент говорит в связи с целью на сессию;
Способность коуча слышать на разных уровнях, включая эмоциональное и содержательное значение слов;
Способность коуча слышать лежащие в основе слов клиента убеждения, мысли, стереотипы, включая распознавание несоответствий в языке, эмоциях и действиях;
Способность коуча слышать язык клиента и побуждать клиента углублять описательность.
ACC
На уровне ACC коуч слышит то, что клиент говорит относительно цели на сессию, слушание сосредоточено на помощи клиенту в достижении цели на сессию.
Коуч не получит проходной балл за активное слушание на экзамене ACC, если:
не демонстрирует слушание, которое сосредоточено на том, что говорит клиент;
реакция коуча не связана с тем, что клиент пытается достичь;
если коуч слышит только такие темы, в которых он может продемонстрировать свои знания или дать совет клиенту.
PCC
На уровне PCC минимальный стандарт навыков коуча:
коуч осознанно слушает и слышит, что клиент говорит относительно цели на сессию;
коуч отвечает на это в соответствии с целью на сессию;
слушание коуча сосредоточено на том, чтобы помочь клиенту достичь его цели на сессию;
коуч может изменить направление, если клиент изменит направление.
Коуч имеет способность слышать значительную часть опыта клиента (мышления, творчества и обучения) и включает это наблюдение в свою реакцию на то, что говорит клиент. Коуч демонстрирует, что услышал и обратил внимание на язык клиента в своем ответе клиенту. Коуч должен показать хорошую способность слышать как сильные, так и сложные задачи.
Коуч не получит проходной балл за активное слушание на экзамене PCC, если:
слушание коуча сфокусировано только на том, что говорит клиент;
коуч не реагирует на то, что говорит клиент, или ответ коуча не связан с тем, чего клиент пытается достичь;
слушание коуча ограничено восприятием проблем или слабостей;
коуч слышит только такие темы, в которых может продемонстрировать свои знания или дать совет клиенту.
Кроме того, на оценку негативно повлияет, если коуч будет слушать клиента только через собственное восприятие, модели мышления и опыт, и не будет распознавать модели и методы мышления клиента.
MCC
На уровне MCC коуч слушает как ученик и слушание происходит на логическом и эмоциональном уровнях одновременно. Слушание является как линейным, так и нелинейным, и ответы коуча свидетельствуют об изучении клиента на нескольких уровнях. Ответы коуча свидетельствуют о том, что он:
видит интуитивные способности клиента;
чувствует энергию клиента;
слышит, когда клиент говорит о важных вещах;
понимает, когда происходит новый рост для клиента, как этот рост связан с целями клиента на менторинг и целями на сессию;
поддерживает, когда клиент находит, создает и использует более сильную версию себя.
Наблюдая за мышлением и ростом клиента, коуч может связать это с будущим, которое клиент пытается создать. Коуч уровня MCC верит в силу своего клиента и не ограничивает своё восприятие клиента убеждениями и закономерностями. v
Тренер не получит проходной балл за активное слушание на экзамене MCC, если:
коуч не демонстрирует слушание, основанное на целостном восприятии клиента, и способность улавливать чувства и мысли клиента на разных уровнях;
слушание фильтруется только через модели поведения и мышления коуча, и коуч активно не использует в качестве важного инструмента коучинга модели мышления клиента;
нюансы языка клиента не отражены в ответах тренера;
(как и в случае с PCC)
коуч не реагирует на то, что говорит клиент, или ответ коуча не связан с тем, чего клиент пытается достичь;
слушание коуча ограничено восприятием проблем или слабостей;
коуч слышит только такие темы, в которых может продемонстрировать свои знания или дать совет клиенту.
Приглашаем вас пройти путь к сертификации с нами! 5 модуль «Недирективный коучинг – активация потенциала» ACTP (ICF) – это подготовка и более лёгкий путь к международной квалификации ACC или PCC ICF.
В рамках курса Александра Прицкер, асессор PCC ICF, поделится с вами эксклюзивными знаниями о том, что и как оценивают экзаменаторы ICF. Вы сможете выработать свой неповторимый стиль ведения коуч-сессий и будете понимать, что изменить в практике, чтобы стать полезнее для клиента.