Идеальный лидер: выбор сотрудников
Обзор международного исследования глобальных ценностей и перспектив лидерства

В апреле 2015 года Научно-исследовательский институт коучинга (CRI) провел опрос под названием «Обзор глобальных ценностей и перспектив о лидерстве и организациях», чтобы выяснить, как меняются отношения и взгляды на лидерство в разных странах. В опросе приняли участие 1500 рабочих из 15 стран. Целью исследования было лучше понять взгляды работников разных стран на:

• Лидерство - какие качества присущи великому лидеру;

• Фактическое состояние общения между менеджерами и персоналом;

• Образ жизни и ценности;

• Связь между ценностями и лидерством.

Респондентами опроса были сотрудники компаний в возрасте от 25 до 39 лет, некоторые из которых могут стать следующим поколением лидеров. Какие у них ценности? Как они смотрят на лидерство? Какие рабочие отношения считают идеальными?

Личностные качества великих лидеров: идеальные и реальные

В первой части обзора учёные выяснили идеальные и реальные качества лидеров. По опыту предыдущих исследований данной темы, авторы опроса составили список из 18 лидерских качеств, которые респонденты из 26 стран мира упоминали как необходимые для руководителя

Обозреватели выдвинули гипотезу о том, что характеристики великих лидеров будут отличаться в разных странах, потому что стандарт для «великого лидера» определяется рядом сложных взаимодействующих факторов, включая историю, культуру, политику, экономику и корпоративную культуру компании.

Респондентов попросили ответить на вопрос: «Каковы наиболее важные качества, которые должен иметь великий лидер?» - и выбрать 6 качеств, которые они считают наиболее важными. На рисунке 1 показаны качества, ранжированные по количеству ответов для каждого региона.

Рисунок 1: Лидерские качества, ранжированные респондентами (Идеальные лидерские качества)

*В крайнем левом столбце таблицы по порядку перечислены следующие 18 качеств личности:

1. Ответственность

2. Мотивирует других

3. Хороший слушатель

4. Уверенность

5. Усиливает командную работу

6. Развивает других

7. Решительность

8. Смирение

9. Даёт четкие инструкции

10. Мыслит стратегически

11. Даёт обратную связь

12. Постоянный ученик

13. Оптимизм

14. Энергичный

15. Творческий

16. Имеет разные ценности

17. Делегирует полномочия

18. Создает изменения.

** Лидерские качества ранжируются респондентами из каждой страны. Global - относится к общим ответам из 15 стран.

Если взглянуть на 15 разных стран и регионов, то тремя основными лидерскими качествами были выбраны «ответственность», «мотивация других» и «хороший слушатель» (первый столбец рисунка 1, «Глобальная тройка лидеров»). Эти результаты, учитывая нашу гипотезу, стали неожиданностью в том ключе, насколько схожий выбор был во многих странах и регионах. Австралия, Франция и США выбрали одну и ту же тройку лидеров (хотя и по-разному), а оставшиеся 12 стран имели, по крайней мере, 2 пункта из «идеальной глобальной тройки» в своих собственных тройках.

Это что касается должных качеств, теперь рассмотрим характеристики, которые участники опроса назвали великими у своих фактических лидеров.

Респондентов попросили оценить лидера(ов) в их собственных компаниях на основе 18 одинаковых качеств: «Как вы относитесь к руководителям/менеджерам вашей компании? Дайте общую оценку своему лидеру».

Качества, которыми на самом деле обладают великие лидеры, вы можете видеть на рисунке 2.

Рисунок 2: Лидеры, оцененные респондентами опроса (Фактические лидерские качества)

*В крайнем левом столбце таблицы по порядку перечислены следующие 18 качеств личности:

1. Делегирует полномочия

2. Ответственный

3. Разные ценности

4. Мыслит стратегически

5. Даёт четкие инструкции

6. Смирение

7. Усиливает командную работу

8. Хороший слушатель

9. Творческий

10. Создает изменения

11. Постоянный ученик

12. Развивает других

13. Решительность

14. Оптимизм

15. Даёт обратную связь

16. Энергичный

17. Уверенный

18. Мотивирует других

** Респонденты из каждой страны / региона оценивали лидеров своей компании. Лидерские качества были ранжированы на основе силы влияния каждого качества на общую оценку.

Тремя основными качествами лидерства, определенными здесь, были «делегирование», «ответственность» и «разнообразие ценностей». «Ответственность» была единственным качеством, которое также было одним из трех лучших идеальных лидерских качеств (из рисунка 1).

Из этого результата можно сделать два вывода. Во-первых, качества, которые приходят на ум сотрудникам, когда их спрашивают «что делает лидера великим», отличаются от тех, которые могут иметь их фактические великие лидеры. Во-вторых, качества, которые определяют великого лидера, не обязательно являются универсальными. Хотя одни и те же качества лидерства высоко оценивались в рейтинге идеальных качеств, но рейтинг фактических качеств показал меньшую согласованность. То, что люди называются эффективным лидерством в каждой стране, может не совпадать из-за различий в характере и ценностях каждой страны, а также в зависимости от конкретных экономических условий в период опроса.

Стили лидерства

В результате факторного анализа и мнений респондентов, которые оценивали своих руководителей по 18 лидерским качествам, исследователи выделили два стиля лидерства. Они показаны на рисунке 3.

Рисунок 3: Стили лидерства

Первый стиль полагается на сильные стороны и способности лидера, последний базируется на сильных сторонах и потенциале членов организации.

Диаграмма рассеяния ниже (рисунок 4) была построена после анализа общих данных оценки из опроса. Страны указаны с точки зрения силы тенденции к стилю лидерства.

Рисунок 4: Сравнение стран и регионов по стилю лидерства

Исследователи также классифицировали страны на «страны с развитой экономикой» и «страны с развивающейся экономикой» в соответствии с определениями, разработанными Международным валютным фондом (МВФ).

За некоторыми исключениями (Сингапур, Япония - где-то посередине) большинство стран, классифицированных как «развитые экономики», больше склонялись к стилю лидерства «Развитие». То есть в целом для стран с развитой экономикой лидерство в стиле «развитие» более эффективно, чем лидерство «сверху».

Между тем «развивающиеся страны» оказались расколотыми: Бразилия, Индия и Таиланд больше склонялись к руководству «сверху», в то время как Китай, Индонезия и Россия склонялись к стилю «Развитие». Из этого результата видно, что уровня экономической зрелости страны не достаточно, чтобы сказать, какой стиль руководства в ней будет более эффективным.

В рамках исследования было также изучена взаимосвязь между эффективностью стилей и культурными ценностями страны. Разумеется, что ценности страны - это объединение истории, географии, политики страны и многих других факторов. Нет единого индикатора для анализа влияния культуры, но измерения голландского учёного Хофстеде помогли авторам исследования интерпретировать, как ценности страны могут влиять на тяготение страны к тому или иному стилю лидерства. Результат здесь показал, что стиль лидерства «Развитие» более эффективен в «странах с развитой экономикой», и это, возможно, было связано с ценностями страны, а не уровнем экономической зрелости.

Отношения с персоналом

В третьей части исследования участникам было предложено указать степень их удовлетворенности общением с менеджерами: оценить достаточно ли общения с менеджером, указать частоту и кто из руководителей уделяет больше всего времени.

Первая тройка выглядит так: Индонезия, Бразилия, Великобритания. Россия на 7 месте.

Рисунок 5: Отношения между менеджерами и персоналом по странам

Персонал определил хорошие отношения с руководителями как достаточный уровень общения с ним. Чтобы чувство достаточности было высоким, важна как частота разговоров, так и соотношение времени разговора между персоналом и руководителями. Однако эти выводы не относятся ко всем странам в списке, и могут возникнуть дополнительные факторы, которые должны рассматриваться в будущих исследованиях.

Итоги обзора

1. Есть различия между тем, что работники считают идеальными лидерскими качествами и фактическими лидерскими качествами, которыми обладают руководители.

2. Между странами существует сходство в том, что работники считают идеальными лидерскими качествами, но появляются различия в том, как сотрудники в этих странах видят и оценивают фактические лидерские качества великих лидеров.

3. Стили лидерства могут быть классифицированы как традиционный «Управление сверху» и стиль «Развитие». В развитых странах лидерский стиль «Развитие» более эффективен.

4. Ценности и зрелость экономики влияют на то, какой из стилей руководства является более эффективным для конкретной страны, и эти факторы имеют разные последствия в странах.

5. Достаточность, количество и качество общения влияют на отношения между руководителями и персоналом.

Сделайте прогрессивный вклад в развитие своей компании:

- внедрите развивающий стиль лидерства;

- повысьте вовлечённость;

- постройте систему отношений между сотрудниками и между сотрудниками и руководством, основанную на доверии;

- нанимайте и удерживайте таланты;

- помогите своим сотрудникам профессионально и личностно развиваться в компании…

…. приходите обучаться на международную программу «Коучинг в бизнесе» ACSTH ICF

Стар ближайшей программы – 24 мая 2019 года (очный курс в г. Москва)


 
Расписание
Москва +
11 филиалов университета
Мы на связи:
Пнд.-Птн. 10:00-18:00
Вопросы?
Send this to a friend
Приветствую! Это может быть интересно для Вас: Идеальный лидер: выбор сотрудников
Ссылка: https://coachuniver.ru/idealnii-lider_-vibor-sotrudnikov/