Выясняем, как бороться с мыслями, которые мешают нам двигаться
Когда мы думаем о том, что мешает нам двигаться к цели, то в голову обычно приходят варианты вроде лени, покрастинации, недостаточной мотивации… Мы мало думаем о том, что всё это внутреннее сопротивление, организованное мозгом. Любые изменения для мозга – это стресс, потому что даже если мы меняемся на чувственном уровне, например, то мозг меняется физически.
Представьте человека, который только что набил татуировку на руке. Что происходит с рукой? Кожа краснеет, рука болит, человек ощущает дискомфорт. И с мозгом так же, меняя свои привычные действия или вводя новые привычки, вы набиваете новую «татуировку на мозговую ткань» и ваши действия вызывают у мозга «боль и стресс». Звучит немного смешно «боль мозга», но именно потому, что мозг – ещё и умная материя, он прогнозирует своё будущее состояние, поэтому всячески противится переменам. И одна из форм внутреннего протеста мозга против изменений – это ограничивающие убеждения. Мозг пытается уговорить человека, что меняться не нужно, это страшно, опасно, и человек начинает слышать внутренний голос, который повторяет: «У меня не получится», «Я недостаточно хорош для этого», «Мне не хватает компетенций».
Основоположник коучинга Тимоти Голви в культовой книге «Теннис как внутренняя игра» пишет, что наш самый главный противник в нашей голове – это мысли, что мешают нам двигаться. Ограничивающие установки тормозят развитие, они «обесточивают» человека в моменты неудач, когда что-то не получилось или в период изменений.
На международной программе «Менторинг (коуч как ментор)» ССЕ ICF тренеры-преподаватели университета вместе со студентами отрабатывают на практике разные формы поддержки подопечного (менти) и, в том числе, разбирают, как работать с ограничивающими убеждениями. Ниже будут приведены способы поддержки менти, с которыми знакомятся студенты-менторы в рамках программы Университета. Способы печатаются по книге Александры Прицкер «Путешествие в менторинг: руководство по раскрытию внутренних ресурсов».
1. «У меня было так же…»
Когда ментор слышит от менти убеждение, которое откликается его предыдущему опыту, то наставник может рассказать свою историю в духе: «Я тоже раньше так думал, а потом произошло то-то, и я стал думать по-другому…» Ментор называет убеждение, которое появилось: «... теперь я знаю, что всё могу!» Хэппи энд!
Смысл способа: показать, как убеждение может измениться.
2. Аргументация
Допустим, у менти есть убеждение, которое мешает ему думать. Зная об этом, ментор предлагает партнёру альтернативную мысль, более конструктивную, и произносит минимум три логических аргумента за новый тезис. Почему три (а в российской действительности лучше от трех до пяти)? Мозгу хочется слышать убежденческий ритм «раз-два-три, раз-два-три», чтобы перестроиться. Ментор апеллирует к мышлению менти, когда проговаривает каждый из трёх аргументов. После ментор может спросить менти, какие у него есть мысли по поводу справедливости нового суждения.
Смысл способа: выстроить систему поддержки нового убеждения.
3. Последствия
Ментор ставит перед подопечным вопрос: «Если будете думать «я не могу», что будет с вашей жизнью? А через год? Через два? Какой смысл тогда так думать?» Приём эффективно работает с клиентами, у которых богатая фантазия.
Смысл способа: помочь менти визуализировать варианты будущего и показать ему ответственность за собственную счастливую жизнь – «выбирайте, ваша жизнь - ваши убеждения».
В этом приёме заложены четыре важных аспекта:
мотивация «от … к»: ОТ последствий того, какое будущее ждёт человека, оставшегося в рамках неполезных убеждений, и К чему можно прийти, если перестроить мышление.
момент осмысления: убеждения иногда начинают растворяться, когда говоришь человеку: «А какой вам смысл от этих мыслей?». Человек понимает: «Смысла никакого нет!» И убеждение как бессмысленное может обесцениться.
визуальная система мотивации: увидеть, какой ты будешь, когда примешь новое убеждение. Мозгу важно посмотреть и понять, каким станет человек, чтобы новая полезная мысль «прорастала», укрепилась со временем и создала новые нейронные связи, новый рисунок на ткани головного мозга.
ментор предлагает сделать выбор самому менти - это приём из коучинга.
Способы, которые предлагают на тренингах студенты Александры:
Говорить: «Это твоё убеждение, это твои мысли».
Ментор может сказать: «Я слышу, что вы думаете, что не сможете этого сделать. Но ведь это только ваши мысли». Менти начинает понимать, что убеждение «я не смогу» - это не факт реальности, а его мысли о ситуации. Осознание своего убеждения иногда даёт силы человеку что-то делать дальше.
Говорить: «А если вы будете думать по-другому, какие возможности открываются?»
Спросить: «А если бы это стало возможным? Если бы вы уже умели делать то, что не можете?»
Поддержать и сказать: «Я рядом. Давайте исследуем, посмотрим, как это сработает?»
Привлечь прошлый опыт: «Как раньше вы преодолевали такие темы?» Обратиться к опыту самого менти - мы в менторинге, а не в коучинге, поэтому здесь такой приём возможен.
Разложить по частям путь достижения цели, разделить на маленькие понятные действия.
Бросить вызов. Сообщить менти, что задача сложная, тогда подопечному будет интересно решить её.
Есть ряд людей, которые реагируют на вызовы – если им сказать, что задача сложная, то их энергия растёт и у них появляется готовность справляться с задачей. Этот способ не работает со всеми, ментору необходимо следить, наблюдать за менти, прежде чем предложить данный способ. Не у всех, но у некоторых людей после озвучивания сложной задачи не опускаются руки, а наоборот появляется энтузиазм решить её.
Рекомендация от автора книги: «наша задача как менторов быть готовыми к убеждениям менти и реагировать на них спокойно».
При работе с ограничивающими убеждениями не ставьте себе цель – изменить мышление клиента, это удел психотерапевта. Не ждите чудес, человек не меняется по щелчку пальцев. Задача ментора – занять позицию «мне не безразлично» и сделать вклад в дальнейшую смену убеждений менти, применив описанные выше способы. А дальше доверьтесь менти и позвольте ему меняться в комфортном для него ритме.
Если менти будет чувствовать, что ментор хочет его переделать, то вся внутренняя система ученика будет сопротивляться изменениям.
В заключении…
Специфика менторинга в коучинге – это умение ментора анализировать сессии клиента и давать ему обратную связь в аспекте демонстрации им компетенций коуча ICF. Что это значит? На программе подготовки менторов в коучинге студенты осваивают три ключевых умения:
умение определять маркеры уровня компетенции;
умение давать обратную связь: на основе фактов проявления этих компетенций;
умение предложить свой вариант, свой пример, исходя из следующего уровня развития клиента.
Это то, что отличает именно коуч-ментора.
Одно из преимуществ программы «Менторинг (коуч как ментор)» ССЕ ICF в том, что освоив её, выпускник может работать ментором не только с коллегами-коучами, но и с бизнес-клиентами, например. Потому что профессия ментора – это не только об умении анализировать сессии ученика на основе компетенций ICF, это ещё и о мудрости, о более эффективных моделях мышления, которые позволяют ментору развивать свою основную специальность (коуча), помогать развиваться коллегам (коучам) и оказывать профессиональную поддержку в решении личных и производственных задач любым своим клиентам (не коучам).
Мы приглашаем вас освоить дополнительную специализацию в коучинге и стать коуч-ментором на международной программе «Менторинг (коуч как ментор)» ССЕ ICF .