«Кем стать?..» Осознанный выбор или зачем коучинг в профориентации — Международный университет Global Coaching — обучение коучингу и менторингу

...Оставаться в школе

или уходить после 9 класса? Какие ЕГЭ выбрать? Куда поступать? Как объяснить родителям, что я не хочу быть юристом? Какую профессию/профиль/специальность выбрать? Как выбрать перспективную профессию? Какая профессия мне больше всего подходит?..


Это реальные запросы из профориентационной практики.

Вот уже 15 лет я - практикующий психолог-профконсультант. Мои основные клиенты — это подростки и их родители, студенты, реже взрослые. Чтобы быть максимально полезной своим клиентам, я постоянно учусь, осваиваю новые технологии.

С 2015 г. я сертифицированный коуч. В коучинг меня привело желание развиваться и стремление повысить свою профессиональную эффективность.

Благодаря коучингу, я не только приобрела эффективную профоириентационную технологию, но и пересмотрела в целом подход к своей профориентационной работе.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ — это процесс самопознания и поиска себя. Это комплекс мер, направленных на выбор сферы профессиональной деятельности (ЕГЭ, места учебы, профиля обучения, специализации, места работы).

Это ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР. Я не случайно сделала акцент именно на этих словах.

Существует множество определений коучинга. В каждом из них красной линией проходит : ОСОЗНАННОСТЬ — ответственность — повышение эффективности — действия/шаги — достижение конкретных целей. Коучинг - это инструмент, предназначенный для раскрытия потенциала человека.

blog-kem-stat-img1

В профориентации используется целый арсенал инструментов и технологий. Вот обзор основных подходов профориентационной помощи:

Информативный

Диагностико-консультативный

Активизирующий

Развивающий


Каждый подход имеет свои цели (результаты), отличается набором форм и методов работы, а также оказывается наиболее эффективным в определенных условиях.


Можно говорить о коучинговом подходе к профориентации и о коучинге, как об отдельной профориентационной технологии (методе).

Коучинг является одним из эффективных инструментов профориентации и подразумевает развивающий подход. Обязательные условия для его применения — это активность самого человека, его готовность меняться и развиваться!

blog-kem-stat-img2

Коучинг позволяет осознать:

свои сильные стороны (способности, личностные качества, навыки, знания и т.п.)

имеющиеся ресурсы (время, финансы, люди, источники информации и т.п.)

критерии выбора ЕГЭ/профессии/учебного заведения

сложившуюся ситуацию выбора (позиция родителей, востребованность профессий, конкурсный балл и т.п.)

На основе этой информации САМ клиент при поддержке коуча может:

сформулировать свои профессиональные цели

составить реалистичный профплан (основной и запасной варианты)

найти мотивацию на достижение поставленных целей и реализацию плана

в действии адекватно подкорректировать план.

Метод коучинга подходит далеко не всем, в том числе и в профориентационной тематике! Часто на профориентацию приходят не по своей инициативе, а по просьбе (а иногда и под давлением) родителей.


В профориентации все начинается с прояснения запроса. Что хочет клиент? Если клиент сам не знает на какой вопрос он ищет ответ, коучинг помогает клиенту прояснить и сформулировать четкий запрос.

В профориентационном коучинге нужно четко разделять понятия «заказчик» и «клиент». Как правило, заказчиком выступает родитель, а клиентом — подросток. Важно помнить, что в коучинге мы работаем с целями и запросом клиента.

Безусловно, самый эффективный вариант, когда работа ведется параллельно с подростком и хотя бы одним из родителей (как клиентом).Объясню почему. Ребенок повышает свою осознанность в ходе работы с коучем. Он уже видит ситуацию выбора профессии под другим углом, ставит СВОИ цели и намечает конкретные действия. Он меняется и начинает меняться его поведение.

И вот он возвращается в «семейную реальность», где выстроены определенные отношения РОДИТЕЛЬ-РЕБЕНОК. Родители, как правило, не готовы к подобным изменениям. У родителей есть «идеальное представление» о профессиональном будущем своего ребенка. У них есть свои нереализованные мечты, страхи, убеждения.

У ребенка возникает «внутренний конфликт», зачастую глубинный ценностный. При этом подросток полностью зависит от родителей материально, морально психологически.

Коучинг эффективен для родителей, если есть потребность :

осознать свою родительскую позицию (степень активности своего участия, разделение ответственности и т.п.) в отношении выбора ребенка;

осознать влияниесвоих собственных стереотипов и установок, стиля воспитания на профессиональный выбора ребенка;

осознать, какой именно информации Вам (как родителю) не хватает, чтобы максимально помочь своему ребенку и где ее можно взять;

спланировать конкретные действия, по поддержкесвоего ребенка

Родители начинают «слышать своего ребенка» и «говорить с ним на одном языке». Это мощно закрепляет результат всей профориентацинной работы.


Коучинговый подход к профориентации предполагает веру в потенциал человека. Подразумевает четкое распределение зон ответственности, активизацию и включенность самого человека. При таком подходе мы усиливаем любой из используемых методов профориентационной работы. Будь-то начальное анкетирование, обсуждение результатов диагностики или активизирующая игра.


Профконсультант владеет информацией о мире современных профессий и о рынке труда. Он вооружен арсеналом диагностических инструментов. Но, без активного участия самого клиента, его личной заинтересованности и готовности брать на себя ответственность, эффективность профориентации минимальна.

Давайте будем честными, есть клиенты, которые приходят за готовым решением. Кстати, их не мало. Запросы звучат примерно так: « Я на консультации для того, чтобы Вы мне выбрали профессию». «Скажите, куда мне поступать.» «Объясните моему ребенку, что ему нужно поступать туда-то»...

Это не клиенты коучинга, как отдельной технологии. Но мне, как профконсультанту, ничего не мешает привнести в работу с такими клиентами коучинговый подход. Я не выбираю за клиента, вместо клиента или совместно с клиентом. Моя задача обеспечить клиента достоверной информацией и активизировать его. Дальше он все сделает сам. Это его выбор!

Правильный выбор профессии — это, прежде всего, осознанный и самостоятельный выбор! Осознанный выбор профессии — это когда человек может объяснить, прежде всего, самому себе, почему и зачем он выбирает именно ЭТО. направлениеЕГЭ, профессию, учебные заведения и т.п.).


Существует формула выбора профессии:

ХОЧУ +МОГУ+НАДО=МОЙ ВЫБОР

На мой взгляд, здесь не хватает существенного звена: ДЕЙСТВУЮ!!!

Без него формула не заработает.


Важно понимать, что каждое звено этой формулы — это далеко не константа, а переменная величина. А значит, действия необходимо корректировать, в зависимости от изменений остальных переменных.


Не нужно относиться к профориентации и выбору профессии, как к разовому мероприятию. Профориентация — это процесс самопознания, направленный на раскрытие потенциала и повышение личной эффективности. Этот процесс подразумевает включенность, осознанность и активность самого человека!!!

А разве это не про коучинг?!

Елена Корыткина - психолог, профконсультант, коуч.

Владеет современными профориентационными технологиями (компьютерными, активизирующими, проективными, развивающими). Сфера актуальных интересов: профориентационный коучинг.

С 2002 г. специализируется в сфере ПРОФОРИЕНТАЦИИ, работала:

+психологом в городском Центре профориентации молодежи и психологической поддержки населения

+главным специалистом отдела профтестирования в Нижегородском Центре профессиональной подготовки кадров (специалист по профотбору водителей)

+ведущим специалистом Центра профтестирования и развития «Карьера Плюс»

Выпускница Международного Университета Global Coaching

В настоящее время руководитель проекта «Современная профориентация» — Галерея ВИП


Хотите получить навыки коуча для профориентации своих детей и не только?

Группа на обучение весной по Международной программе «Коучинг нового мышления» ACSTH ICF уже формируются.


Старт онлайн программы — 10 апреля:

https://coachuniver.ru/obuchenie-kouchingu-onlajn/kouching-novogo-myshleniya-onlajn/


Старт очной программы в Москве — 12 апреля:

https://coachuniver.ru/obuchenie-kouchingu/coaching-new-thinking/


Узнать об обучении в других городах и зарегистрироваться: +7 (964) 583 32-73

Расписание
Москва +
11 филиалов университета
Мы на связи:
Пнд.-Птн. 10:00-18:00
Вопросы?
Send this to a friend
Приветствую! Это может быть интересно для Вас: «Кем стать?..» Осознанный выбор или зачем коучинг в профориентации
Ссылка: https://coachuniver.ru/kem-stat-osoznannyy-vybor-ili-zachem/