или уходить после 9 класса? Какие ЕГЭ выбрать? Куда поступать? Как объяснить родителям, что я не хочу быть юристом? Какую профессию/профиль/специальность выбрать? Как выбрать перспективную профессию? Какая профессия мне больше всего подходит?..
Это реальные запросы из профориентационной практики.
Вот уже 15 лет я - практикующий психолог-профконсультант. Мои основные клиенты — это подростки и их родители, студенты, реже взрослые. Чтобы быть максимально полезной своим клиентам, я постоянно учусь, осваиваю новые технологии.
С 2015 г. я сертифицированный коуч. В коучинг меня привело желание развиваться и стремление повысить свою профессиональную эффективность.
Благодаря коучингу, я не только приобрела эффективную профоириентационную технологию, но и пересмотрела в целом подход к своей профориентационной работе.
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ — это процесс самопознания и поиска себя. Это комплекс мер, направленных на выбор сферы профессиональной деятельности (ЕГЭ, места учебы, профиля обучения, специализации, места работы).
Это ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР. Я не случайно сделала акцент именно на этих словах.
Существует множество определений коучинга. В каждом из них красной линией проходит : ОСОЗНАННОСТЬ — ответственность — повышение эффективности — действия/шаги — достижение конкретных целей. Коучинг - это инструмент, предназначенный для раскрытия потенциала человека.
В профориентации используется целый арсенал инструментов и технологий. Вот обзор основных подходов профориентационной помощи:
Информативный
Диагностико-консультативный
Активизирующий
Развивающий
Каждый подход имеет свои цели (результаты), отличается набором форм и методов работы, а также оказывается наиболее эффективным в определенных условиях.
Можно говорить о коучинговом подходе к профориентации и о коучинге, как об отдельной профориентационной технологии (методе).
Коучинг является одним из эффективных инструментов профориентации и подразумевает развивающий подход. Обязательные условия для его применения — это активность самого человека, его готовность меняться и развиваться!
Коучинг позволяет осознать:
свои сильные стороны (способности, личностные качества, навыки, знания и т.п.)
имеющиеся ресурсы (время, финансы, люди, источники информации и т.п.)
критерии выбора ЕГЭ/профессии/учебного заведения
сложившуюся ситуацию выбора (позиция родителей, востребованность профессий, конкурсный балл и т.п.)
На основе этой информации САМ клиент при поддержке коуча может:
сформулировать свои профессиональные цели
составить реалистичный профплан (основной и запасной варианты)
найти мотивацию на достижение поставленных целей и реализацию плана
в действии адекватно подкорректировать план.
Метод коучинга подходит далеко не всем, в том числе и в профориентационной тематике! Часто на профориентацию приходят не по своей инициативе, а по просьбе (а иногда и под давлением) родителей.
В профориентации все начинается с прояснения запроса. Что хочет клиент? Если клиент сам не знает на какой вопрос он ищет ответ, коучинг помогает клиенту прояснить и сформулировать четкий запрос.
В профориентационном коучинге нужно четко разделять понятия «заказчик» и «клиент». Как правило, заказчиком выступает родитель, а клиентом — подросток. Важно помнить, что в коучинге мы работаем с целями и запросом клиента.
Безусловно, самый эффективный вариант, когда работа ведется параллельно с подростком и хотя бы одним из родителей (как клиентом).Объясню почему. Ребенок повышает свою осознанность в ходе работы с коучем. Он уже видит ситуацию выбора профессии под другим углом, ставит СВОИ цели и намечает конкретные действия. Он меняется и начинает меняться его поведение.
И вот он возвращается в «семейную реальность», где выстроены определенные отношения РОДИТЕЛЬ-РЕБЕНОК. Родители, как правило, не готовы к подобным изменениям. У родителей есть «идеальное представление» о профессиональном будущем своего ребенка. У них есть свои нереализованные мечты, страхи, убеждения.
У ребенка возникает «внутренний конфликт», зачастую глубинный ценностный. При этом подросток полностью зависит от родителей материально, морально психологически.
Коучинг эффективен для родителей, если есть потребность :
осознать свою родительскую позицию (степень активности своего участия, разделение ответственности и т.п.) в отношении выбора ребенка;
осознать влияниесвоих собственных стереотипов и установок, стиля воспитания на профессиональный выбора ребенка;
осознать, какой именно информации Вам (как родителю) не хватает, чтобы максимально помочь своему ребенку и где ее можно взять;
спланировать конкретные действия, по поддержкесвоего ребенка
Родители начинают «слышать своего ребенка» и «говорить с ним на одном языке». Это мощно закрепляет результат всей профориентацинной работы.
Коучинговый подход к профориентации предполагает веру в потенциал человека. Подразумевает четкое распределение зон ответственности, активизацию и включенность самого человека. При таком подходе мы усиливаем любой из используемых методов профориентационной работы. Будь-то начальное анкетирование, обсуждение результатов диагностики или активизирующая игра.
Профконсультант владеет информацией о мире современных профессий и о рынке труда. Он вооружен арсеналом диагностических инструментов. Но, без активного участия самого клиента, его личной заинтересованности и готовности брать на себя ответственность, эффективность профориентации минимальна.
Давайте будем честными, есть клиенты, которые приходят за готовым решением. Кстати, их не мало. Запросы звучат примерно так: « Я на консультации для того, чтобы Вы мне выбрали профессию». «Скажите, куда мне поступать.» «Объясните моему ребенку, что ему нужно поступать туда-то»...
Это не клиенты коучинга, как отдельной технологии. Но мне, как профконсультанту, ничего не мешает привнести в работу с такими клиентами коучинговый подход. Я не выбираю за клиента, вместо клиента или совместно с клиентом. Моя задача обеспечить клиента достоверной информацией и активизировать его. Дальше он все сделает сам. Это его выбор!
Правильный выбор профессии — это, прежде всего, осознанный и самостоятельный выбор! Осознанный выбор профессии — это когда человек может объяснить, прежде всего, самому себе, почему и зачем он выбирает именно ЭТО. направлениеЕГЭ, профессию, учебные заведения и т.п.).
Существует формула выбора профессии:
ХОЧУ +МОГУ+НАДО=МОЙ ВЫБОР
На мой взгляд, здесь не хватает существенного звена: ДЕЙСТВУЮ!!!
Без него формула не заработает.
Важно понимать, что каждое звено этой формулы — это далеко не константа, а переменная величина. А значит, действия необходимо корректировать, в зависимости от изменений остальных переменных.
Не нужно относиться к профориентации и выбору профессии, как к разовому мероприятию. Профориентация — это процесс самопознания, направленный на раскрытие потенциала и повышение личной эффективности. Этот процесс подразумевает включенность, осознанность и активность самого человека!!!
А разве это не про коучинг?!
Елена Корыткина - психолог, профконсультант, коуч.
Владеет современными профориентационными технологиями (компьютерными, активизирующими, проективными, развивающими). Сфера актуальных интересов: профориентационный коучинг.
С 2002 г. специализируется в сфере ПРОФОРИЕНТАЦИИ, работала:
+психологом в городском Центре профориентации молодежи и психологической поддержки населения
+главным специалистом отдела профтестирования в Нижегородском Центре профессиональной подготовки кадров (специалист по профотбору водителей)
+ведущим специалистом Центра профтестирования и развития «Карьера Плюс»
Выпускница Международного Университета Global Coaching
В настоящее время руководитель проекта «Современная профориентация» — Галерея ВИП
Группа на обучение весной по Международной программе «Коучинг нового мышления» ACSTH ICF уже формируются.
https://coachuniver.ru/obuchenie-kouchingu-onlajn/kouching-novogo-myshleniya-onlajn/
https://coachuniver.ru/obuchenie-kouchingu/coaching-new-thinking/
Узнать об обучении в других городах и зарегистрироваться: +7 (964) 583 32-73