или уходить после 9 класса? Какие ЕГЭ выбрать? Куда поступать? Как объяснить родителям, что я не хочу быть юристом? Какую профессию/профиль/специальность выбрать? Как выбрать перспективную профессию? Какая профессия мне больше всего подходит?..
Это реальные запросы из профориентационной практики.
Вот уже 15 лет я - практикующий психолог-профконсультант. Мои основные клиенты — это подростки и их родители, студенты, реже взрослые. Чтобы быть максимально полезной своим клиентам, я постоянно учусь, осваиваю новые технологии.
С 2015 г. я сертифицированный коуч. В коучинг меня привело желание развиваться и стремление повысить свою профессиональную эффективность.
Благодаря коучингу, я не только приобрела эффективную профоириентационную технологию, но и пересмотрела в целом подход к своей профориентационной работе.
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ — это процесс самопознания и поиска себя. Это комплекс мер, направленных на выбор сферы профессиональной деятельности (ЕГЭ, места учебы, профиля обучения, специализации, места работы).
Это ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР. Я не случайно сделала акцент именно на этих словах.
Существует множество определений коучинга. В каждом из них красной линией проходит : ОСОЗНАННОСТЬ — ответственность — повышение эффективности — действия/шаги — достижение конкретных целей. Коучинг - это инструмент, предназначенный для раскрытия потенциала человека.
В профориентации используется целый арсенал инструментов и технологий. Вот обзор основных подходов профориентационной помощи:
Информативный
Диагностико-консультативный
Активизирующий
Развивающий
Каждый подход имеет свои цели (результаты), отличается набором форм и методов работы, а также оказывается наиболее эффективным в определенных условиях.
Можно говорить о коучинговом подходе к профориентации и о коучинге, как об отдельной профориентационной технологии (методе).
Коучинг является одним из эффективных инструментов профориентации и подразумевает развивающий подход. Обязательные условия для его применения — это активность самого человека, его готовность меняться и развиваться!
Коучинг позволяет осознать:
свои сильные стороны (способности, личностные качества, навыки, знания и т.п.)
имеющиеся ресурсы (время, финансы, люди, источники информации и т.п.)
критерии выбора ЕГЭ/профессии/учебного заведения
сложившуюся ситуацию выбора (позиция родителей, востребованность профессий, конкурсный балл и т.п.)
На основе этой информации САМ клиент при поддержке коуча может:
сформулировать свои профессиональные цели
составить реалистичный профплан (основной и запасной варианты)
найти мотивацию на достижение поставленных целей и реализацию плана
в действии адекватно подкорректировать план.
Метод коучинга подходит далеко не всем, в том числе и в профориентационной тематике! Часто на профориентацию приходят не по своей инициативе, а по просьбе (а иногда и под давлением) родителей.
В профориентации все начинается с прояснения запроса. Что хочет клиент? Если клиент сам не знает на какой вопрос он ищет ответ, коучинг помогает клиенту прояснить и сформулировать четкий запрос.
В профориентационном коучинге нужно четко разделять понятия «заказчик» и «клиент». Как правило, заказчиком выступает родитель, а клиентом — подросток. Важно помнить, что в коучинге мы работаем с целями и запросом клиента.
Безусловно, самый эффективный вариант, когда работа ведется параллельно с подростком и хотя бы одним из родителей (как клиентом).Объясню почему. Ребенок повышает свою осознанность в ходе работы с коучем. Он уже видит ситуацию выбора профессии под другим углом, ставит СВОИ цели и намечает конкретные действия. Он меняется и начинает меняться его поведение.
И вот он возвращается в «семейную реальность», где выстроены определенные отношения РОДИТЕЛЬ-РЕБЕНОК. Родители, как правило, не готовы к подобным изменениям. У родителей есть «идеальное представление» о профессиональном будущем своего ребенка. У них есть свои нереализованные мечты, страхи, убеждения.
У ребенка возникает «внутренний конфликт», зачастую глубинный ценностный. При этом подросток полностью зависит от родителей материально, морально психологически.
Коучинг эффективен для родителей, если есть потребность :
осознать свою родительскую позицию (степень активности своего участия, разделение ответственности и т.п.) в отношении выбора ребенка;
осознать влияниесвоих собственных стереотипов и установок, стиля воспитания на профессиональный выбора ребенка;
осознать, какой именно информации Вам (как родителю) не хватает, чтобы максимально помочь своему ребенку и где ее можно взять;
спланировать конкретные действия, по поддержкесвоего ребенка
Родители начинают «слышать своего ребенка» и «говорить с ним на одном языке». Это мощно закрепляет результат всей профориентацинной работы.
Коучинговый подход к профориентации предполагает веру в потенциал человека. Подразумевает четкое распределение зон ответственности, активизацию и включенность самого человека. При таком подходе мы усиливаем любой из используемых методов профориентационной работы. Будь-то начальное анкетирование, обсуждение результатов диагностики или активизирующая игра.
Профконсультант владеет информацией о мире современных профессий и о рынке труда. Он вооружен арсеналом диагностических инструментов. Но, без активного участия самого клиента, его личной заинтересованности и готовности брать на себя ответственность, эффективность профориентации минимальна.
Давайте будем честными, есть клиенты, которые приходят за готовым решением. Кстати, их не мало. Запросы звучат примерно так: « Я на консультации для того, чтобы Вы мне выбрали профессию». «Скажите, куда мне поступать.» «Объясните моему ребенку, что ему нужно поступать туда-то»...
Это не клиенты коучинга, как отдельной технологии. Но мне, как профконсультанту, ничего не мешает привнести в работу с такими клиентами коучинговый подход. Я не выбираю за клиента, вместо клиента или совместно с клиентом. Моя задача обеспечить клиента достоверной информацией и активизировать его. Дальше он все сделает сам. Это его выбор!
Правильный выбор профессии — это, прежде всего, осознанный и самостоятельный выбор! Осознанный выбор профессии — это когда человек может объяснить, прежде всего, самому себе, почему и зачем он выбирает именно ЭТО. направлениеЕГЭ, профессию, учебные заведения и т.п.).
Существует формула выбора профессии:
ХОЧУ +МОГУ+НАДО=МОЙ ВЫБОР
На мой взгляд, здесь не хватает существенного звена: ДЕЙСТВУЮ!!!
Без него формула не заработает.
Важно понимать, что каждое звено этой формулы — это далеко не константа, а переменная величина. А значит, действия необходимо корректировать, в зависимости от изменений остальных переменных.
Не нужно относиться к профориентации и выбору профессии, как к разовому мероприятию. Профориентация — это процесс самопознания, направленный на раскрытие потенциала и повышение личной эффективности. Этот процесс подразумевает включенность, осознанность и активность самого человека!!!
А разве это не про коучинг?!
Елена Корыткина - психолог, профконсультант, коуч.
Владеет современными профориентационными технологиями (компьютерными, активизирующими, проективными, развивающими). Сфера актуальных интересов: профориентационный коучинг.
С 2002 г. специализируется в сфере ПРОФОРИЕНТАЦИИ, работала:
+психологом в городском Центре профориентации молодежи и психологической поддержки населения
+главным специалистом отдела профтестирования в Нижегородском Центре профессиональной подготовки кадров (специалист по профотбору водителей)
+ведущим специалистом Центра профтестирования и развития «Карьера Плюс»
Выпускница Международного Университета Global Coaching
В настоящее время руководитель проекта «Современная профориентация» — Галерея ВИП
Группа на обучение весной по Международной программе «Коучинг нового мышления» ACSTH ICF уже формируются.
https://coachuniver.ru/obuchenie-kouchingu-onlajn/kouching-novogo-myshleniya-onlajn/
https://coachuniver.ru/obuchenie-kouchingu/coaching-new-thinking/
Узнать об обучении в других городах и зарегистрироваться: +7 (964) 583 32-73
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.