В этой статье мы разместили 3 обобщённых истории из практики супервизии в коучинге известного в Великобритании коуча и супервизора Дженни Роджерс (jennyrogerscoaching.com). Истории демонстрируют примеры того, как коуч может в ответ на ситуацию клиента перейти из режима «осознанный, слушающий, думающий» в режим «выживание».
Клиент А рассматривает возможность внезапного ухода с работы без альтернативы на горизонте. На своем первом сеансе Клиент А описывает схему повторных внезапных выходов, иногда инициируемых им, иногда начальником и по причинам, которые кажутся неубедительными. Коуч клиента А начинает чувствовать себя ответственным и обремененным; несомненно, обязанность коуча - остановить клиента на безрассудном пути, который он, кажется, готов принять.
Клиентка Б в детстве страдала длительным и серьезным заболеванием, в течение нескольких лет она находилась в больнице, фактически отделенная от своих родителей. Она выросла пассивным, не амбициозным человеком, и теперь она вряд ли получит повышение по службе, в котором она так нуждается. Коуч клиента Б понимает, что ключ к разрешению ситуации лежит в детстве, но боится навредить клиентке разговорами о прошлом.
Клиент В - исполнительный директор, который работает навязчиво и никогда не расстается со своей электронной почтой. Он работает в отпуске, он работает в выходные дни. Хуже всего то, что он заставляет своих сотрудников делать то же самое, постоянно говоря им, что «баланс между работой и личной жизнью» важен. Он истощен, раздражителен, несчастен, и его личная жизнь в беспорядке. Он грубо общается со своим коучем. Коуч ошарашен, обижается на клиента и говорит супервизору, что он чувствует себя ничтожным коучем. Понятно, что клиент В на грани выгорания, но что делать коучу?
Эти три пары людей, клиенты и коучи, застряли во взаимно бесплодном танце. Они никуда не денутся, потому что клиент, скорее всего, укрывается внутри созданного «я», «выживающего я» - набора поведений, которые заставляют людей чувствовать себя в безопасности, но которые не функционируют. Поведение бесполезно ещё потому, что поддерживать его утомительно, оно далеко от «здорового я», которое необходимо для того, чтобы коучинг работал.
Интересно, что все три коуча из историй также работают на выживание, их шансы на успех коучингового контракта действительно очень малы. Коуч не может тренировать личность в режиме «выживание» и не может развивать собственную личность, находящуюся в том же состоянии. Каким же образом коучу и клиенту добраться до здорового себя? Какие коучинговые навыки и подходы будут работать?
Коучу стоит начать с понимания того, с чем он имеет дело, с этим ему поможет модель профессора Франца Рупперта: само выживание, травмированное я и здоровое я. Не нужно бояться слова «травма». В этом контексте оно означает любые важные отношения или набор событий, которые по какой-либо причине приняли разрушительный оборот. Травма в этом контексте относится к длительному воздействию опыта или события на сеть внутренних систем - нервных (гормоны стресса), эмоциональных, когнитивных (развитие мозга, памяти, мысли, восприятия) и физических процессов человека. То есть это оказывает длительное влияние на то, как мы воспринимаем, думаем и чувствуем о себе, о тех, кто рядом, о мире вокруг нас и о том, как мы относимся к другим.
Чтобы узнать больше о практических стратегиях разрешения сложных ситуаций в коучинге и о том, как помогать это делать коллегам-коучам, регистрируйтесь на международную программу «Супервизия» CCE ICF. Это первый профессиональный курс по супервизии на русском языке, который создан на основе зарубежного научного и практического опыта и при поддержке старейшей школы «Супервизия в коучинге» из Великобритании.
Результаты обучения для участников программы:
Улучшение навыков своей работы с клиентами за счет лучшего понимания внутренних процессов коуча;
Возможность помогать коучам в развитии их профессионализма;
Расширение линейки собственных услуг за счет групповой и индивидуальной супервизии;
Повышение ценности на коучинговом рынке для клиентов коучинга и коучей.