Коуч как ментор: требования к личности, компетенции и обязанности

Two female colleagues in office working together.

Коуч как ментор: требования к личности, компетенции и обязанности

Статья по итогам открытого вебинара Татьяны Хитровской, коуча РСС ICF, сертифицированного ментора, включенного в реестр ICF

На открытом вебинаре, посвящённом теме менторинга в коучинге, тренер-преподаватель Международного университет Global Coaching Татьяна Хитровская, РСС ICF, познакомила участников с обновлённой программой «Менторинг (коуч как ментор)» CCE ICF. Татьяна сообщила, что программой предусмотрено рассмотрение новой модели базовых компетенций коуча и новых маркеров компетенций, обнародование которых состоится до конца 2020 года.

Что значит быть ментором для коуча?

Поскольку коуч работает один на один с клиентом, ему важно получать поддержку, ему нужно зеркало, чтобы увидеть свою работу. Для чего? Чтобы стать таким коучем, который работает не только на уровне техник и инструментов, чтобы развиваться в профессии, поддерживать мастерство. И в этом коучам, в том числе, помогает менторинг.

В каких случаях коуч обращается к ментору?

1. Для процедуры сертификации на разные уровни – АСС, РСС, МСС. Менторинг обязателен при сертификации коучей:

ACC, ACSTH;

ACC, портфолио ACC;

ACC, продление сертификации;

РCC, ACSTH;

PCC, портфолио PCC;

МСС.

Поскольку коучей-соискателей международных сертификаций становится больше, то возрастает потребность в менторах. И здесь есть небольшое НО, связанное с регламентом ICF: коуч МСС может быть ментором для коучей АСС, РСС и МСС, а вот коуч АСС может быть ментором только для коуча АСС и только после трёх лет активной практики.

2. Когда коуч независимо ни от чего хочет повысить свою квалификацию

Менторинг в профессии и в жизни

Стоит отличать менторинг в его житейском понимании от менторинга профессионального. В широком смысле, ментор – это тот, кто имеет больше опыта, ему есть, чем поделиться, и он может развить того, кто только начинает свой профессиональный путь, в самых разных направлениях.

Если же мы говорим о профессиональном менторинге для коучей, то подразумеваем оказание профессиональной помощи в достижении и демонстрации уровней коучинговой компетентности, требуемых желаемым уровнем квалификации. Менторинг для коучей предполагает, что менти обучается навыкам коучинга, а не навыкам построения практики, жизненного баланса или другим темам, не связанным с развитием коучинговых навыков.

То есть профессиональный коуч-ментор сфокусирован на совершенствовании коучинговых компетенций подопечного.

Кто такой ментор для коучей

Это специально обученный профессионал, который умеет:

1. Анализировать сессию менти по 11 (8) компетенциям ICF.
У ментора в коучинге особый «взгляд» на сессию. «Когда мы находимся в роли коуча, то думаем, как проявить компетенции и их маркеры, - поясняет Татьяна Хитровская. - А когда мы менторы, наша задача – увидеть эти проявления и предложить варианты развития, усиления, наращивания компетенции. То есть наши глаза и уши настроены на то, чтобы распознать, как та или иная компетенция проявилась в сессии».

2. Создавать сильный менторский контракт
Ментор всегда отвечает на запрос менти: зачем пришёл, что хочет получить в итоге? Ментор не спешит делиться всем, что знает, а, прослушивая демо-сессию, работает с менти в рамках запроса. Здесь так же, как в коучинге, – как заключили контракт с менти, так и провели ментор-сессию.

3. Поддерживающая и развивающая обратная связь с опорой на факты.
Ключевое умение ментора - давать такую обратную связь, чтобы менти захотел учиться дальше, чтобы у него расправились крылья, чтобы он пошёл внедрять в сессию всё то, чему научился у ментора.

Те, кто был на сессиях менторинга в качестве менти, знает, что для встречи с ментором, нужно затранскрибировать свою сессию. Для чего? Чтобы ментор не был голословным на ментор-сессии, чтобы мог пояснить, что проявлено, как проявлено, в каких словах, какой интонацией и в ответ на какую реплику клиента. Опора на факты даёт ментору материал, с которым можно работать и экспериментировать.

Умение давать менторскую обратную связь является большим вызовом в процессе обучения менторингу.

Кто сопровождает коуча в пути

ментор – не оценивает сессию, он развивает коуча, он рассказывает, что можно сделать по-другому, чтобы коуч был более сильным;

супервизор – в коучинге есть вопросы уровней «КТО» и «ЧТО», супервизор работает с уровнем «КТО» - с личностью коуча: что происходит с коучем, когда он ведёт сессию, о чём думает, какие эмоции испытывает, как сделать так, чтобы получить поддержку от самих себя;

асессор – оценивает сессию, которую коуч направил в ICF, он констатирует, какие компетенции были проявлены и какие нет; на основе данных, предоставленных асессором, ICF выносит решение о присвоении квалификации или отказе в ней.

Требования к личности, компетенции и обязанности

ICF совместно с Ассоциацией Организаций по обучению коучингу (ACTO) разработали обязанности, требования к личным качествам и компетенции ментор-коуча ICF. Это некие ориентиры, которые коучи, будучи менторами, должны предъявлять к самим себе, потому что проконтролировать их очень трудно.

Примеры обязанностей ментор-коуча

Поддерживает уверенность менти, мотивируя их провести собеседование с более чем с одним ментором с целью поиска наилучшего ментора. Ментор нацелен на развитие менти.

Ментор не даёт гарантий, что менти пройдёт сертификацию, на которую он претендует.



Примеры требований к личным качествам

Мотивирует менти достигать большего, чем менти изначально считал для себя возможным, помогая ему расширять его творческие процессы. Ментор помогает коучу опереться на свои собственные силы, показывая, что у него получается.

Поощряет развитие собственного стиля коучинга у менти.

При том, что существуют базовые компетенции коуча, обязательные для освоения всеми коучами ICF, никто не выращивает коучей по шаблону. Каждый профессионал уникален: каждого своя манера говорить, выражать себя, задавать вопросы. И задача ментора - услышать, как именно этот коуч проявил компетенцию, как он задаёт вопросы. Критерии не должны быть у всех одинаковыми. Менторы никого не переделывают, они поддерживают. После сессии с ментором коуч должен остаться собой.



Пример компетенций ментора

Ментор слушает за пределами содержания.

Конечно, ментор обращает внимание на содержание, но это не самоцель в менторинге. Цель ментора – узнать, как коуч проявил себя в ответ на то, что произнёс клиент. Получил клиент результат или нет – не менторский фокус. Фокус ментора – что сделал коуч с теми эмоциями и информацией, которую принёс клиент, и что он мог бы сделать, чтобы сессия была лучше.

Доверительное пространство.



Эта компетенция пересекается с коучингом, но здесь у ментора есть важная функция – он может давать советы в отличие от коуча. Он может поделиться мыслями, находками, историями, материалами, который станут поддержкой для коуча. Но, чтобы менти принял совет ментора, между партнёрами должно быть доверие. Если его нет, то менти не сможет взять от ментора обратную связь, она не будет иметь для него значения.

Закончить статью хочется любопытной фразой, которая во многом демонстрирует тот фокус внимания, который тренирует коуч, взявший на себя роль ментора в коучинге:

«Даже если ничего не проявлено – найдите то, что проявлено».

Это о том, что для коучей с разным уровнем сертификации нужно применять разный подход. И если вы ставите для себя задачу - найти то, что проявлено, вы это обязательно найдёте. Научиться формировать такой фокус внимания и стать профессиональным ментор в коучинге можно на международной программе «Менторинг (коуч как ментор)» ССE ICF.

Преимущества программы:

Первая программа по менторингу, получившая аккредитацию в ICF;

Программа разработана асессором ICF, коучем высшего уровня международной квалификации – МСС ICF;

Тренеры программы – востребованные менторы с большим опытом работы;

Эксклюзивные переводные учебные материалы от иностранных партнёров университета;

Практика с коучами разного уровня квалификации;

Изучение обязанностей, компетенций и личных качеств ментора;

Обучение, ориентированное на практику.

Чтобы познакомиться с тренерами-преподавателями программы и закрепить за собой место в учебной группе, переходите по ссылке.
 
Расписание
Москва +
11 филиалов университета
Мы на связи:
Пнд.-Птн. 10:00-18:00
Вопросы?
Send this to a friend
Приветствую! Это может быть интересно для Вас: Коуч как ментор: требования к личности, компетенции и обязанности
Ссылка: https://coachuniver.ru/kouch-kak-mentor-trebovanija-k-lichnosti-kompetencii-i-objazannosti/