Кейсы прямого эфира с преподавателями университета Светланой Дмитриенко, PCC ICF (более 1500 часов практики) и Галиной Бобряковой, PCC ICF (более 2000 часов практики, ментор в executive-коучинге)
В этой статье на тему менторинга для коучей мы собрали самые интересные вопросы эфира и самые честные ответы спикеров.
Светлана Дмитриенко: «Когда я решила обучаться коучингу, я знала, что он станет основной моей деятельностью в жизни. Я сразу начала считать часы, и через некоторое время задумалась - что нужно, чтобы мой час стоил дороже? Поняла, что нужно, чтобы было профессионально. Тогда я ещё не была ментором, и стала самостоятельно искать, как внутри сессии улучшить качество и заявить более высокую цену за коучинг. Я нашла. Это был менторинг.
Я пришла на ментор-сессию в качестве менти к Анне Блиновой, и Анна разложила по полочкам мою сессию, сказав, что это сессия коуча PCC. Забавно, что изначально я считала сессию провальной, и, отправляя Анне, надеялась, что менторский взгляд поможет мне в дальнейшем развитии. Получив обратную связь от ментора, я вдруг поняла, что я уже обладаю достаточными компетенциями для увеличения стоимости сессий. Я увеличила цена на 100%. Потому что после менторинга я не сомневалась, что моя сессия действительно стоит тех денег, которые я за неё прошу.
Я назвала клиенту новую стоимость сессии, и он был готов со мной работать. Помню, получив деньги, я шла по улице, и в душе у меня было ликование от того, что я перешагнула порог и цены, и качества».
Галина Бобрякова: «Как ментор я часто встречаюсь с такими запросами, как у Светланы. Коллеги хотят повысить цену, но говорят, что их коучинг пока ещё не на том уровне, что они не могут понять свою нишу, что не понимают, какую пользу дают людям, говорят о синдроме самозванца. Им непонятно, что должно произойти, чтобы они могли повысить цену. И часто после встречи с ментором повышается самооценка.
От ментор-сессии к ментор-сессии коуч делает гигантские скачки в том, что касается его профессиональных компетенций, уверенности в себе, понимании своей ценности. И главное, что происходит, - щелчок понимания, что я профессионал! Менторская обратная связь максимально глубоко подсвечивает эти моменты».
Светлана Дмитриенко: «Поскольку я всерьёз решила быть коучем, то после четырёхмодульной программы, я пошла на 5 модуль, где у нас было 10 ментор-сессий в процессе обучения. Каждую неделю я ставила себе задачу отработки одной из компетенций, и в конце недели записывала коуч-сессию и отправляла на менторинг. Плюс в курсе было 4 групповых сессии, поэтому у меня получилось, что я проработала каждую компетенцию. Моя тренировка навыков была похожа на походы в спортзал: ходят клиенты прокачивать разные мышцы к спортивному тренеру, так и я ходила к ментору, чтобы прокачивать свои компетенции. Это был момент активного погружения в изучение компетенций, пристраивание их изнутри. Благодаря этому я стала довольно быстро двигаться к PCC и усилила глубину сессий. Часто слышу от коллег вопрос - как сделать глубину сессий? Мой ответ: глубину даёт проработка компетенций».
Галина Бобрякова: «Коллеги могут сейчас забросать меня помидорами. Любой приход к специалисту помогающей профессии – это часто деление ответственности, это не означает, что мы не ходим на сессии. Главное здесь понимать, зачем вы сейчас идёте на сессию? Бывают, что люди приходят ради того, чтобы сделать скачок по качеству сессий и по всему, что отражается на клиентах, чтобы на сессии приходил качественно другой клиент. Это один момент.
Другой момент, есть люди, которые приходят к помогающим специалистам потому, что им необходимо из раза в раз что-то выгружать. Любая помогающая профессия должна быть трамплином, когда человек научается справляться со своей задачей с помощью специалиста, а в дальнейшем умеет решать её сам.
Есть классное упражнение, которое я иногда предлагаю своим менти, – посмотрите на транскрипцию своей сессии глазами ментора, возьмите на себя эту ответственность, и вы поймёте намного больше о своей сессии.
Всё сказанное выше не означает, что на ментор-сессии ходить нельзя, ходить можно и нужно, при это важно иметь чёткую цель на сессию.
Ещё расскажу о том единственном случае, когда я сама делала транскрибацию собственной сессии. Однажды я поехала домой в Иркутск и решила, пока лечу 6 часов, сделаю транскриацию сессии. Это оказалось мукой. Я анализировала каждую свою фразу, я слышала каждый вздох клиента и задавала себе вопросы, почему я именно на этих словах клиента сконцентрировала внимание, почему не спросила, что эти слова значат для клиента сессии, казалось, что нужно было бы задать другой вопрос. 6 часов в самолёте, деться некуда. Если отложить, то значит впустую потратить время. Повторюсь, это был единственный раз, когда я транскрибировала сессию сама, но с трапа самолёта я сошла совершенно другим коучем».
Светлана Дмитриенко: «Важно получать обратную связь от менторов, чтобы вы понимали процесс, чтобы могли задать вопрос, как тот или иной маркер проявляется в сессии. Можно выбрать путь самостоятельного прохождения менторинга, обратиться к менторам на свободном рынке, а можно пойти менторинги на 5 модуле».
Галина Бобрякова: «Когда я училась на ментора, у меня было сопротивление на протяжении всего обучения. Сопротивление скорости, что мы всё так скрупулёзно разбираем, что мы изучаем как будто бы то же самое, что и на 5 модуле. Я благодарю Свету Дмитриенко и Елену Гермогенову за поддержку.
Если хочешь чему-то учиться быстрее, начни учить. Когда начинаешь анализировать чужие сессии, отсматривать их детально по маркёрам, видишь телесные реакции клиента и коуча, отслеживать, когда коуч выпадает из коуч-позиции. И тогда ты понимаешь, что в сессии иногда даже посмотреть на часы – это выпасть из коуч-позиции. Это другой уровень работы. Много инсайтов приходят, когда ты становишься ментором».
Светлана Дмитриенко: «Галина правильно сказала, когда изучаешь компетенции, начинаешь видеть каждое слово, каждую паузу, предложение. Чем больше вы как ментор просматриваете такие сессии, тем ваша компетенция коуча быстрее растёт. Вы получаете деньги как ментор и прокачиваете свои коуч-компетенции, и цена ваших коуч-сессий растёт.
Чем раньше подключите менторинг к своей профессиональной жизни, тем быстрее у вас получится углубить свои сессии и повысить средний чек. И чем быстрее вы задумаетесь пойти учиться менторингу, тем быстрее у вас будут те инсайты, которыми мы попытались с вами сегодня поделиться».
Пусть ваше развитие в коучинге будет непрерывным: углубляйте коуч-компетенции, получайте международные квалификации и подтверждайте свой высокий уровень профессионализма в мировом сообществе; осваивайте новые компетенции ментора, которые обогатят, дополнят и усилят вас как коуча! Ждём вас на международной программе «Менторинг (коуч как ментор)» CCE ICF!