По материалам вебинара коуча, ментора, HR-директора «СИБУР-Центр обслуживания бизнеса» Вероники Водохлебовой, PCC ICF
коучу не хватает опыта и он хочет, чтобы кто-то помог ему заполнить пустоту;
коуч хочет пройти сертификацию в ICF: ACC, PCC, MCC;
хочет развития своей осознанности и умений в 11 компетенциях ICF;
коуч хочет созреть и развиваться как личность, чтобы выросло качество сессий.
«Для меня обучение менторингу и работа с ментором - это история о развитии меня как личности. Менторинг не такой нейтральный процесс как коучинг. В сотрудничестве с ментором происходит бережное развитие. Поэтому коучу ментор нужен для ускоренного роста, который сохранял бы в коуче его целостность и не травмировал, а наоборот, вызывал желание и интерес развиваться.
Ещё одна причина, почему коучу нужен ментор, - чтобы увидеть и разобраться в том, чего сам как коуч не видишь. Это работа над слепыми зонами. Иногда кажется, что всё получается, но чего-то недостаёт. Когда я двигалась к сертификации на уровень PCC, то решила отправить свою прошлогоднюю сессию ментору-асессору, хотя процедурно это не требовалось (у меня был уровень АСС и опыт обучения на программе ACTP). Мне захотелось узнать мнение асессора, поскольку я думала, что ещё год назад я показывала в своих сессиях уровень РСС.
В результате асессор указала, что в двух компетенциях 3 маркера (два в одной компетенции и один в другой) свидетельствуют о сильном несоответствии моих умений уровню РСС. Когда я услышала комментарии, передо мной встал вопрос: «Сессия годовой давности… Как понять, изменилось ли что-то в моих сессиях за этот год? Соответствуют ли они уровню PCC ICF?» Я призналась асессору, что сессия записана год назад, и мы провели ментор-беседу. Я записала новую сессию, в которой учла все комментарии ментора-асессора. На этот раз асессор подсветила мне только один маркер, но этим открыла мне мой внутренний рост, который был не осознаваем. После того, как я прошла этот менторинг, появилось больше осознанности в коуч-сессиях, я поняла, что значит быть мыслительным партнёром своего клиента и стала усиленно работать над этим навыком. Через 2 месяца ментор сообщила, что я демонстрирую в сессиях желаемый уровень квалификации и показала, где я захожу на уровень МСС».
Обучаясь менторингу, коуч может достичь нового уровня квалификации для себя, и, получив новую профессию, уже в качестве ментора помогать своим менти переходить на новый уровень квалификации.
«Я работаю в бизнесе 20 лет, и когда-то я внедряла коучинг в своей организации. Для меня это был эксперимент, потому что я была убеждена, что в компании есть вызов HR-специалистам внедрять коучинг. Тогда же я исследовала, насколько эффективен коучинг в организации. По-моему мнению, зачастую сотрудникам важна поддержка и в коучинговом, и в менторинговом форматах.
Когда компания пытается сохранить и передать опыт внутри организации, нужен слаженный механизм передачи, иначе будет теряться большое количество информации. Тем и хорош менторинг, что он так организует процесс передачи опыта, что бОльшая часть знаний передаётся. Для меня как руководителя осознание этого факта стало мощным толчком для роста. У меня в подчинении были не линейные сотрудники, а начальники управлений (каждый со своим опытом). Вызов управлять ими был в том, чтобы они прислушивались к моим знаниям и чтобы вместе мы находили новые решения. Умение отвечать на этот вызов я приобрела на международной программе «Менторинг (коуч как ментор)» ССЕ ICF».
Международная программа «Менторинг (коуч как ментор)» ССЕ ICF» основана на научном и практическом опыте британских коучей:
профессора Дэвида Клаттербака – крупного исследователя темы менторинга и практика менторинга;
ментора Джули Старр - соавтор Александры Прицкер в составлении базовой программы обучения коучингу для университета Global Coaching, автор бестселлера «The mentoring manual».
Обучаясь на программе, вы изучаете передовой опыт менторинга, который выстроен так, чтобы в результате освоения программы вы стали международным профессионалом в менторинге.
В процессе менторинга ментор помогает менти осознать, как ученик развивается в теме 11 компетенций коуча ICF. Обучение коучей менторингу сфокусировано на двух направлениях:
1. Освоение навыков ментора: карта менторинга, заключение контракта, умение подтверждать и проверять понимание, создавать потенциальные темы, навыки обратной связи в менторинговом формате, как учиться на успехах и ошибках.
«Ментор должен понимать, что менторинг – это специфично организованный диалог, это помощь клиенту двигаться в процессе получения знаний. Изучение ментор-компетенций стало для меня открытием с точки зрения личностного роста как руководителя и человека. Компетенции коуча прекрасны в лидерстве, но в менторинге я увидела человеческий формат эффективного общения».
2. Обучение навыкам работы с компетенциями коуча ICF.
умение определять маркеры уровня компетенции;
«Ведущая программы «Менторинг (коуч как ментор)» ССЕ ICF» Александра Прицкер является асессором PCC ICF, и на курсе она предлагает студентам эксклюзивные знания оценщика коучей-соискателей международных квалификаций. Благодаря этим материалам вы будете понимать, в каких поведенческих нюансах проявляются компетенции коуча и как это видеть в сессии своего менти.
Когда я познакомилась с этими материалами, анализ сессии моих менти стал для меня прозрачным, я стала слышать маркеры, стала понимать, откуда берётся дефицит навыков в сессии менти».
умение давать обратную связь: на основе фактов проявления этих компетенций;
«Я встречала коучей, которые были травмированы сессиями менторинга. И если вы не ищите специального образования в менторинге, то в процессе передачи знаний о компетенциях вы можете дать такую обратную связь, которая станет сильным стрессом для другого человека и его развитие «закроется». Обратную связь нужно давать особым образом, чтобы она развивала вашего менти. Этот навык менторы тоже отрабатывают на курсе.
Нужно осознавать влияние обратной связи. Образование у меня психологическое, и начинала я карьеру как детский психолог. Практикуя, я всегда вспоминала слова заведующей нашей кафедры в университете: «Вероника, вы будете рассказывать родителям об их детях – это очень чувствительный момент. Говорите одну фразу - на основании этой психодиагностики можно предположить…» Сейчас, слушая сессии, я тоже высказываю предположение, потому что любая оценка «закрывает» развитие. Человек психологически защищается от оценки, хочет сохранить свою целостность, и наша задача как менторов сделать так, чтобы клиент открывался обратной связи».
умение предложить вариант на примерах, исходя из следующего уровня развития.
«Это тот момент, когда понятно, что именно не так в сессии, и необходимо предложить коучу способ, как сделать по-другому. И здесь задача несколько шире, нежели привести пример: исходя из навыков ментора, сделать так, чтобы мы не просто выгружали свой опыт, а в момент, когда идёт обсуждение, менти этот опыт воспринимал и начинал совместно с нами создавать свой собственный опыт».
Что даёт обучение на программе
сильнейший рост собственных компетенций: на протяжении обучения студенты программы будут давать друг другу обратную связь на основании 11 компетенций ICF;
дополнительная профессия: усиливаются требования ICF к квалификации коучей и встаёт вопрос, кто будет эти требования выполнять, поэтому коучи обращаются к менторам;
вы сможете представить себя как профессионала на растущем рынке менторинга – не нужно искать клиентов, клиенты ищут вас;
сможете работать как ментор и с бизнес-клиентами.
«Благодаря этому курсу я выросла в коуча PCC. Не в PCC на бумаге, а в РСС-подход работы с клиентами. Я больше разобралась в себе. Обучение менторингу позволило заглянуть в такие истории, как развитие внутреннего ментора, знакомство с внутренними ограничениями и привычками, которые из нашей обычной жизни переходят в коучинг. Я долго сомневалась, участвовать ли мне в программе менторинга. Даже выносила вопрос на коуч-сессию! Сейчас пониманию, какое правильное решение приняла».