По материалам вебинара коуча, ментора, HR-директора «СИБУР-Центр обслуживания бизнеса» Вероники Водохлебовой, PCC ICF
коучу не хватает опыта и он хочет, чтобы кто-то помог ему заполнить пустоту;
коуч хочет пройти сертификацию в ICF: ACC, PCC, MCC;
хочет развития своей осознанности и умений в 11 компетенциях ICF;
коуч хочет созреть и развиваться как личность, чтобы выросло качество сессий.
«Для меня обучение менторингу и работа с ментором - это история о развитии меня как личности. Менторинг не такой нейтральный процесс как коучинг. В сотрудничестве с ментором происходит бережное развитие. Поэтому коучу ментор нужен для ускоренного роста, который сохранял бы в коуче его целостность и не травмировал, а наоборот, вызывал желание и интерес развиваться.
Ещё одна причина, почему коучу нужен ментор, - чтобы увидеть и разобраться в том, чего сам как коуч не видишь. Это работа над слепыми зонами. Иногда кажется, что всё получается, но чего-то недостаёт. Когда я двигалась к сертификации на уровень PCC, то решила отправить свою прошлогоднюю сессию ментору-асессору, хотя процедурно это не требовалось (у меня был уровень АСС и опыт обучения на программе ACTP). Мне захотелось узнать мнение асессора, поскольку я думала, что ещё год назад я показывала в своих сессиях уровень РСС.
В результате асессор указала, что в двух компетенциях 3 маркера (два в одной компетенции и один в другой) свидетельствуют о сильном несоответствии моих умений уровню РСС. Когда я услышала комментарии, передо мной встал вопрос: «Сессия годовой давности… Как понять, изменилось ли что-то в моих сессиях за этот год? Соответствуют ли они уровню PCC ICF?» Я призналась асессору, что сессия записана год назад, и мы провели ментор-беседу. Я записала новую сессию, в которой учла все комментарии ментора-асессора. На этот раз асессор подсветила мне только один маркер, но этим открыла мне мой внутренний рост, который был не осознаваем. После того, как я прошла этот менторинг, появилось больше осознанности в коуч-сессиях, я поняла, что значит быть мыслительным партнёром своего клиента и стала усиленно работать над этим навыком. Через 2 месяца ментор сообщила, что я демонстрирую в сессиях желаемый уровень квалификации и показала, где я захожу на уровень МСС».
Обучаясь менторингу, коуч может достичь нового уровня квалификации для себя, и, получив новую профессию, уже в качестве ментора помогать своим менти переходить на новый уровень квалификации.
«Я работаю в бизнесе 20 лет, и когда-то я внедряла коучинг в своей организации. Для меня это был эксперимент, потому что я была убеждена, что в компании есть вызов HR-специалистам внедрять коучинг. Тогда же я исследовала, насколько эффективен коучинг в организации. По-моему мнению, зачастую сотрудникам важна поддержка и в коучинговом, и в менторинговом форматах.
Когда компания пытается сохранить и передать опыт внутри организации, нужен слаженный механизм передачи, иначе будет теряться большое количество информации. Тем и хорош менторинг, что он так организует процесс передачи опыта, что бОльшая часть знаний передаётся. Для меня как руководителя осознание этого факта стало мощным толчком для роста. У меня в подчинении были не линейные сотрудники, а начальники управлений (каждый со своим опытом). Вызов управлять ими был в том, чтобы они прислушивались к моим знаниям и чтобы вместе мы находили новые решения. Умение отвечать на этот вызов я приобрела на международной программе «Менторинг (коуч как ментор)» ССЕ ICF».
Международная программа «Менторинг (коуч как ментор)» ССЕ ICF» основана на научном и практическом опыте британских коучей:
профессора Дэвида Клаттербака – крупного исследователя темы менторинга и практика менторинга;
ментора Джули Старр - соавтор Александры Прицкер в составлении базовой программы обучения коучингу для университета Global Coaching, автор бестселлера «The mentoring manual».
Обучаясь на программе, вы изучаете передовой опыт менторинга, который выстроен так, чтобы в результате освоения программы вы стали международным профессионалом в менторинге.
В процессе менторинга ментор помогает менти осознать, как ученик развивается в теме 11 компетенций коуча ICF. Обучение коучей менторингу сфокусировано на двух направлениях:
1. Освоение навыков ментора: карта менторинга, заключение контракта, умение подтверждать и проверять понимание, создавать потенциальные темы, навыки обратной связи в менторинговом формате, как учиться на успехах и ошибках.
«Ментор должен понимать, что менторинг – это специфично организованный диалог, это помощь клиенту двигаться в процессе получения знаний. Изучение ментор-компетенций стало для меня открытием с точки зрения личностного роста как руководителя и человека. Компетенции коуча прекрасны в лидерстве, но в менторинге я увидела человеческий формат эффективного общения».
2. Обучение навыкам работы с компетенциями коуча ICF.
умение определять маркеры уровня компетенции;
«Ведущая программы «Менторинг (коуч как ментор)» ССЕ ICF» Александра Прицкер является асессором PCC ICF, и на курсе она предлагает студентам эксклюзивные знания оценщика коучей-соискателей международных квалификаций. Благодаря этим материалам вы будете понимать, в каких поведенческих нюансах проявляются компетенции коуча и как это видеть в сессии своего менти.
Когда я познакомилась с этими материалами, анализ сессии моих менти стал для меня прозрачным, я стала слышать маркеры, стала понимать, откуда берётся дефицит навыков в сессии менти».
умение давать обратную связь: на основе фактов проявления этих компетенций;
«Я встречала коучей, которые были травмированы сессиями менторинга. И если вы не ищите специального образования в менторинге, то в процессе передачи знаний о компетенциях вы можете дать такую обратную связь, которая станет сильным стрессом для другого человека и его развитие «закроется». Обратную связь нужно давать особым образом, чтобы она развивала вашего менти. Этот навык менторы тоже отрабатывают на курсе.
Нужно осознавать влияние обратной связи. Образование у меня психологическое, и начинала я карьеру как детский психолог. Практикуя, я всегда вспоминала слова заведующей нашей кафедры в университете: «Вероника, вы будете рассказывать родителям об их детях – это очень чувствительный момент. Говорите одну фразу - на основании этой психодиагностики можно предположить…» Сейчас, слушая сессии, я тоже высказываю предположение, потому что любая оценка «закрывает» развитие. Человек психологически защищается от оценки, хочет сохранить свою целостность, и наша задача как менторов сделать так, чтобы клиент открывался обратной связи».
умение предложить вариант на примерах, исходя из следующего уровня развития.
«Это тот момент, когда понятно, что именно не так в сессии, и необходимо предложить коучу способ, как сделать по-другому. И здесь задача несколько шире, нежели привести пример: исходя из навыков ментора, сделать так, чтобы мы не просто выгружали свой опыт, а в момент, когда идёт обсуждение, менти этот опыт воспринимал и начинал совместно с нами создавать свой собственный опыт».
Что даёт обучение на программе
сильнейший рост собственных компетенций: на протяжении обучения студенты программы будут давать друг другу обратную связь на основании 11 компетенций ICF;
дополнительная профессия: усиливаются требования ICF к квалификации коучей и встаёт вопрос, кто будет эти требования выполнять, поэтому коучи обращаются к менторам;
вы сможете представить себя как профессионала на растущем рынке менторинга – не нужно искать клиентов, клиенты ищут вас;
сможете работать как ментор и с бизнес-клиентами.
«Благодаря этому курсу я выросла в коуча PCC. Не в PCC на бумаге, а в РСС-подход работы с клиентами. Я больше разобралась в себе. Обучение менторингу позволило заглянуть в такие истории, как развитие внутреннего ментора, знакомство с внутренними ограничениями и привычками, которые из нашей обычной жизни переходят в коучинг. Я долго сомневалась, участвовать ли мне в программе менторинга. Даже выносила вопрос на коуч-сессию! Сейчас пониманию, какое правильное решение приняла».
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.