Как с коучами работает ментор и зачем он нужен профессионалу в коучинге
Если вы сертифицированный коуч, то знаете, что в коучинге осложнена обратная связь о профессиональных качествах коуча. Кто может дать обратную связь? Клиент. Однако его мнение будет зависеть от того, насколько удачным оказался ваш коучинг, получилась ли у вас «химия» и какие результаты он получил. Также, скорее всего, клиент в своей обратной связи коучу будет говорить скорее о собственных результатах, нежели о сильных профессиональных навыках коуча.
Коучам действительно нужны менторы, чтобы помочь коллегам улучшить свой коучинг и стать полезнее для клиентов. Здесь есть и другой путь развития коучинговых компетенций – самому стать ментором для коллег-коучей. По мере того, как коуч становится ментором, растут его лидерские качества, профессиональная уверенность в роли коуча и знания в выбранной профессии.
Международная федерация коучинга (ICF) определяет ментор-коучинг как оказание профессиональной помощи в достижении и демонстрации уровней коучинговой компетентности, требуемых желаемым уровнем квалификации, который запрашивает кандидат на должность сертифицированного коуча (подопечный, менти).
Ментор-коучинг включает в себя наблюдение за развитием навыков коучинга менти и менторскую обратную связь по компетенциям ICF. То есть ментор анализирует на предмет одной-двух компетенций реальную сессию коучинга, предоставленную клиентом-коучем, и даёт обратную связь о структуре сессии и о том, какому уровню профессиональной компетентности в данный момент соответствует навык коуча – ACC, PCC или MCC.
Ментор-коучи:
энергичные и уверенные в себе профессионалы с позитивным и оптимистичным настроем;
вдохновляют и мотивируют клиентов, с ними легко ладить;
ориентированы на достижения и готовы поделиться рекомендациями, как повысить тот или иной навык;
предоставляют обратную связь на основе фактов – знают поведенческие маркеры PCC (что демонстрирует и что не демонстрирует коуч во время сессии для запрашиваемого уровня квалификации);
способствуют развитию индивидуального стиля коучинга клиента.
Кому, кроме коучей-соискателей международных квалификаций ICF, ментор предоставляет профессиональную помощь? Коучам:
которым нужна помощь в развитии деловой стороны своей коучинговой практики: коуч хочет выяснить, что работает для бизнеса, а что нет;
которые всё ещё не определились, является ли коучинг подходящей профессией для них (обычно начинающим коучам);
которые рассматривают возможность включения коучинга в свою текущую практику: люди, для которых коучинг не является основной специальностью и которые хотят интегрировать навыки коучинга в свою профессиональную область, например, психотерапевты, медицинские работники, работники сферы образования и госслужащие, бизнес-тренеры, бизнес-консультанты и т.д.;
опытным коучам, которые столкнулись с трудностями в практике, которые ищут варианты и способы преодоления трудностей и продвижения вперед с помощью экономически эффективных стратегий.
1. Слушает, не ограничиваясь содержанием, чтобы различить применение навыков, связанных с основными компетенциями.
2. Слушает на всех уровнях: физическом, интеллектуальном, эмоциональном и интуитивном.
3. Прислушивается одинаково к сильным сторонам и направлениям для роста.
4. Знает и учитывает различия в стилях, культуре и языке.
5. Обладает практическими знаниями об инструментах оценки ICF записанных тренировочных сессий, которые используются в процессе аттестационного экзамена.
6. Прислушивается как к наличию индивидуальных компетенций, так и к общему уровню квалификации.
7. Способен различать, какие важнейшие базовые компетенции могут приводить к неэффективному или ограниченному коучинговому воздействию.
8. Может различить и сформулировать разрыв между уровнем продемонстрированного мастерства и следующим уровнем мастерства, который необходимо достичь.
9. Определяет и формулирует области роста, использования компетенций и уровня навыков, указывая на конкретные поведенческие примеры из сессии коучинга.
10. Создаёт безопасное и доверительное пространство для обратной связи, используя уважительный и непредвзятый тон.
11. Формулирует с конкретными деталями и примерами то, что наблюдает.
12. Предлагает информацию, рекомендации, собственный опыт, связанный с каждой конкретной основной компетенцией коучинга, признавая сильные стороны клиента, а также его потенциальные области роста.
13. Демонстрирует способность к самоуправлению относительно предпочтений любой модели коучинга и сосредоточен на оценке навыков, связанных с ключевыми компетенциями коучинга.
Приглашаем вас стать ментором для коллег-коучей!
Вот что говорят выпускники программы о ценности специализации ментора в коучинге:
- «Я бы посоветовала тем, кто хочет освоить профессию ментора, подумать, какую роль человек готов реализовать с точки зрения поддержки. И если вы склоняетесь к недирективному наставничеству, то советую ещё взглянуть на профессию ментора из роли менти (клиента ментора) и ответить себе на вопрос - что вас вдохновляет в этой роли? Если вы понимаете цели менти, понимаете, кому можете быть полезны, то смело можете идти на курс "Менторинг (коуч как ментор)" CCE (ICF). Профессия находится сейчас на пике роста, очень востребована.
Менторы – это не те, кто хорошо ведут коуч-сессии, это люди, которые понимают глубину и маркеры компетенций, умеют это объяснить менти. Ключевая ценность курса - не только знание маркеров и компетенций, а постижение философии других взаимоотношений с человеком.
Быть ментором для меня значит быть творцом роста другого. Я рассказываю коучам, как росла я, и при этом понимаю, что другой человек может вырасти по-своему, и это тоже может быть очень сильный и красивый рост. Рада за тех, кто откроет для себя курс "Менторинг (коуч как ментор)" CCE (ICF)» - Вероника Водохлебова, PCC ICF, HR-директор ООО «СИБУР-Центр-обслуживания бизнеса», сертифицированный коуч и ментор, выпускница Международного университета Global Coaching.