О компетенциях ментора и коуча в управленческой роли лидера
Лидеры выполняют много ролей: выступают в качестве переговорщиков на деловых встречах, координаторов, менеджеров конфликтов, лиц, принимающих решения, выполняют роль стратегов, планируя цели развития компании. Кроме того, успешный лидер умеет быстро ориентироваться в моменте и выбирать подходящую роль.
Автор бестселлера «Эмоциональный интеллект» Даниэль Големан считает, что роли коуча и ментора в современных условиях развития бизнеса - две ключевые роли лидера. Даниэль создал модель эмоционального и социального интеллекта, которая состоит из 12 навыков личности, и ведущую позицию в этой модели автор отдаёт навыкам коучинга и менторинга. Големан убеждён, что лидер с компетенциями коуча и ментора имеет полезные ориентиры, которые отвечают на вызовы времени, лидер заботится о развитии других, даёт конструктивную обратную связь и фокусируется на целях человека, а не на компании.
Лидерство означает добиваться успеха через управление другими людьми (не путать с манипуляцией). Чем искуснее люди, тем эффективнее они будут выполнять свою работу. Вера в потенциал сотрудников и укрепление их способностей помогает им работать лучше, повышает их вовлеченность в свои должностные обязанности и способствует их карьерному росту. В плюсе оказываются и организации, поскольку масштабируют навыки, доступные для достижения целей предприятия.
Практика менторинга является преимуществом и для самих менторов. Учёные из университетов Флориды и Пенсильвании проанализировали 18 исследований о карьерных выгодах для менторов. Они пришли к выводу, что менторы, у которых есть менти из числа сотрудников компании, более удовлетворены своей работой и более преданы своей организации, чем те, кто не имеет менторского опыта. 30 000 лидеров из 4000 различных организаций в 33 странах мира участвовали в опросе Центра творческого лидерства на тему менторинга.
Результаты показали, что лидеры, которые по своим прямым отчетам считаются эффективными менторами, имеют более высокие оценки производительности от вышестоящего руководителя. А ключевым пробелом начинающих менеджеров является способность тренировать, развивать и наставлять своих подчинённых.
Одним из ключей к развитию компетенций коуча и ментора является признание того, что менторская поддержка направлена не просто на развитие технических навыков, это, скорее, история о том, как помогать людям двигаться к своим целям. Теория преднамеренных изменений, разработанная Ричардом Бояцисом, профессором школы менеджмента Case Western University, признает, что люди с большей вероятностью выполняют тяжелую работу, чтобы получать опыт, учиться и вносить изменения, если у них есть четкое представление, почему они это делают и как это поможет им.
Умение быть сильным коучем и ментором произрастает из эмоционального самосознания, эмоционального самоуправления, эмпатии и профессионального освоения навыков коучинга и менторинга. Это умение слушать, быть с человеком «здесь и сейчас», фокусироваться на потребностях другого, чтобы помочь ему понять, как достижение его личных целей связано с выполнением его рабочих задач. Самые опытные коучи и менторы задают правильные вопросы в нужный момент.
Чему ещё учат на профессиональной программе менторинга:
компетенциям ментора по международным стандартам;
структурам ментор-встреч: как строить полезные ментор-отношения, которые способствуют движению к целям менти;
технологии создания системы менторинга в организации на профессиональном уровне;
интегрировать навыки менторинга в стиль управления;
лучшему пониманию себя и мотивов других людей;
эффективным моделям мышления, чтобы уметь быстро реагировать на ситуации в условиях многозадачности.