
О программе обучения менторингу, целью которой является внедрение развивающего наставничества в бизнес
Статья написана по итогам ознакомительного вебинара о программе «Менторинг в бизнесе» CCE ICF, спикером которого выступила Анна Блинова, PCC ICF, ведущий преподаватель Университета, сертифицированный ментор, командный коуч.
Если представить себе шкалу директивности, то с одной стороны крайней точкой будет наставничество как директива в чистом виде, а с другой стороны будет коучинг как полностью недирективный метод. Где место менторинга? Менторинг на этой шкале стоит между коучингом и наставничеством, посередине. В менторинге на клиенте (как и в коучинге) лежит ответственность за выбор стратегии своих действий, и, тем не менее, ментор делится опытом, взглядом, информацией, делится контактами, у него функционал шире.
Наставничество и менторинг
Наставник говорит клиенту «делай как я, делай так и никак больше». Однако у наставника взгляд на клиента сужен: он видит ученика сквозь призму собственных умений.
Коучинг и менторинг
Чтобы яснее показать отличие менторинга от коучинга, важно понимать внутреннюю позицию специалиста каждого направления. У коуча это безоценочность, позиция наблюдателя, взгляд со стороны и недирективность. У ментора нет позиции стороннего наблюдателя. Зато есть партнёрская позиция (как у коуча), и она усиливается за счёт того, что ментор ищет решение вместе с учеником, он заинтересован в этом поиске. Для ментора важно привести клиента к результату не только через осознание клиентом самого себя, но и через трансляцию ментором собственного опыта. Ментор нацелен не только находить решения вместе с менти, но и обеспечивать его рост.
Менторинг и консалтинг
Консалтинг – это тоже история про умение делиться опытом, но внутренняя позиция консультанта такова – «я сказал, а вы как хотите - можете делать, а можете не делать».
Менторинг и психотерапия
Психотерапевт является экспертом, что сближает его с ментором. Однако с точки зрения отношений ментор и менти находятся в равных позициях. В случае с психотерапией, отношения будут неравные: психотерапевт – это эксперт, который выше, чем клиент.
Менторинг – это равное партнёрство, в котором ментор может делиться своими знаниями и в котором решение (делать и не делать) принимает клиент. Ментор делится опытом, но не настаивает на нём.
В менторинге не должно быть прямого подчинения, поскольку сложно выстроить партнёрские отношения между руководителем и сотрудником.
для развития людей в конкретных сферах, например, лидерство, кросс-культурная работа, знания коммерции и т.д.;
для поддержки людей при вхождении в новую роль или переходе в новую ситуацию;
для благоприятствования и взращивания таланта, например, для большего знания и понимания, полного развития более юных профессионалов;
для подготовки/определения людей на ключевые позиции, с тем, чтобы не потерять этих людей (как часть планирования профессиональной преемственности);
для помощи в период трудностей (возвращение на работу после долгого отсутствия);
для поддержки работников в отсутствие непосредственного начальника;
для развития сотрудников при отсутствии прочих вариантов (посещение дорогостоящих тренингов, коучинг руководителей и т.д).
Когда вы понимаете, что тренинги уже не работают или работают недостаточно, когда тренинги экономически нецелесообразны, тогда менторинг востребован. Он помогает людям быстро вырасти, потому что он соединяет две силы: силу передачи знаний, опыта и силу осознания, расширения осознанности.
«Однажды ко мне на сессию коучинга пришёл руководитель с яркими признаками эмоционального выгорания, - рассказывает Анна Блинова, PCC ICF, сертифицированный ментор, командный коуч и преподаватель. – Перед клиентом стоял выбор - остаться на нынешней работе, сменить компанию или открыть собственный бизнес. И я как коуч работала с ним по его запросу. Через какое-то время клиент пришёл на встречу и сообщил, что его пригласили на собеседование в телекоммуникационную компанию, но в этой теме он ничего не понимал, поэтому просил помощи в подготовке к собеседованию. Он был топ-менеджером в компании и шёл на топовую должность в другую компанию.
И здесь история такая: даже если ты обладаешь абсолютно всеми компетенциями топ-руководителя, знать рынок необходимо хотя бы на уровне терминов и понятий. Я поняла, что как коуч я буду ему менее полезна, чем как ментор. Свой опыт работы на рынке телекоммуникаций, особенности того, что происходит внутри отрасли, я с помощью коучинга передать не смогу – это интеллектуально невозможно. Тогда в этой части работы с клиентом я применила технологию менторинга.
В результате клиент успешно прошёл собеседование, был принят на должность и даже обошёл внутренних кандидатов на эту позицию. Его назначение стало колоссальным приобретением для компании, потому что своё подразделение, которое 4 года не выполняло планы, он за 4 месяца вывел на выполнение планов, ещё через 4 месяца подразделение вошло в десятку лучших, ещё через несколько месяцев его подразделение стало первым по России в рамках компании.
Этот случай стал первой историей, когда я осознала, что менторинг в бизнесе более чем востребован. Если человек находится в ситуации нехватки знаний, которые ему неоткуда взять, он не может «вытащить» их из себя, ему необходим чужой опыт, то нужно использовать менторинг с таким клиентом».
Международный университет Global Coaching предлагает освоение данной программы в 2 форматах:
корпоративный;
открытый.
Менторинг – это активная позиция с обеих сторон (и менти, и ментора), поэтому в самом начале компания определяет, нужны ли ей менторы, есть ли ресурсы и готовность к внедрению менторинга? В корпоративное обучение входит двухдневный тренинг-обучение менторов и 2-часовой обучающий вебинар для потенциальных менти (чтобы они умели принимать и давать обратную связь, задавать вопросы, ставить цели и т.д.) Важный момент – на корпоративной программе мы обучаем менторов и менти, поскольку от этого, по нашему опыту, зависят результаты внедрения менторинга в конкретную организацию.
Особенность корпоративного формата программы в том, что опытные менторы и ассистенты сопровождают начальные этапы внедрения менторинга в бизнес.
Открытая программа состоит из двух модулей, на которых студенты:
разбираются с философией менторинга и его отличиями от других видов помогающих направлений;
на практике отрабатывают структуры ментор-сессий: как готовиться и проводить сессии менторинга;
осваивают международные компетенции ментора: как слушать, как делиться, как поддерживать фокус и прогресс, что делать, если менти потерпел неудачу, как дать обратную связь, чтобы она была развивающей;
Самое ценное, что студент получает на программе – понимание стратегии работы ментора с менти, чтобы выработать умение красиво и с пользой для обоих участников завершить отношения, отпустить менти в самостоятельное плавание с планом дальнейшего развития.
Второй модуль открытой программы посвящён разбору сложных моментов в отношениях ментора и менти, способам работы с психологическими барьерами и ограничивающими убеждениями, рассмотрению инструментов группового менторинга.
Также на программе мы говорим о том, как предлагать менторинг компаниям. К нам на открытые программы часто приходят коучи, которые хотят стать менторами в бизнесе, и им важно понять, как разговаривать с представителями бизнеса о менторинге на одном языке.
Освоение технологии создания системы менторинга в компании на профессиональном уровне;
Ощущение своего собственного лидерства за счёт интеграции навыков менторинга в стиль управления;
Личностный рост: много практики, и вы начинаете прокачивать, решать какие-то истории, которые через коучинг, например, вы не могли найти.
«Люди, которые выходят с этой программы, чётко знают, что им делать, чтобы быть ментором», - говорит преподаватель программы, сертифицированный ментор и коуч Анна Блинова, PCC ICF.
Выбирайте формат обучения под свои цели и регистрируйтесь на программу.
Если у вас остались вопросы по обучению, напишите их на почту info@coachuniver.ru
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.