О программе обучения менторингу, целью которой является внедрение развивающего наставничества в бизнес
Статья написана по итогам ознакомительного вебинара о программе «Менторинг в бизнесе» CCE ICF, спикером которого выступила Анна Блинова, PCC ICF, ведущий преподаватель Университета, сертифицированный ментор, командный коуч.
Если представить себе шкалу директивности, то с одной стороны крайней точкой будет наставничество как директива в чистом виде, а с другой стороны будет коучинг как полностью недирективный метод. Где место менторинга? Менторинг на этой шкале стоит между коучингом и наставничеством, посередине. В менторинге на клиенте (как и в коучинге) лежит ответственность за выбор стратегии своих действий, и, тем не менее, ментор делится опытом, взглядом, информацией, делится контактами, у него функционал шире.
Наставничество и менторинг
Наставник говорит клиенту «делай как я, делай так и никак больше». Однако у наставника взгляд на клиента сужен: он видит ученика сквозь призму собственных умений.
Коучинг и менторинг
Чтобы яснее показать отличие менторинга от коучинга, важно понимать внутреннюю позицию специалиста каждого направления. У коуча это безоценочность, позиция наблюдателя, взгляд со стороны и недирективность. У ментора нет позиции стороннего наблюдателя. Зато есть партнёрская позиция (как у коуча), и она усиливается за счёт того, что ментор ищет решение вместе с учеником, он заинтересован в этом поиске. Для ментора важно привести клиента к результату не только через осознание клиентом самого себя, но и через трансляцию ментором собственного опыта. Ментор нацелен не только находить решения вместе с менти, но и обеспечивать его рост.
Менторинг и консалтинг
Консалтинг – это тоже история про умение делиться опытом, но внутренняя позиция консультанта такова – «я сказал, а вы как хотите - можете делать, а можете не делать».
Менторинг и психотерапия
Психотерапевт является экспертом, что сближает его с ментором. Однако с точки зрения отношений ментор и менти находятся в равных позициях. В случае с психотерапией, отношения будут неравные: психотерапевт – это эксперт, который выше, чем клиент.
Менторинг – это равное партнёрство, в котором ментор может делиться своими знаниями и в котором решение (делать и не делать) принимает клиент. Ментор делится опытом, но не настаивает на нём.
В менторинге не должно быть прямого подчинения, поскольку сложно выстроить партнёрские отношения между руководителем и сотрудником.
для развития людей в конкретных сферах, например, лидерство, кросс-культурная работа, знания коммерции и т.д.;
для поддержки людей при вхождении в новую роль или переходе в новую ситуацию;
для благоприятствования и взращивания таланта, например, для большего знания и понимания, полного развития более юных профессионалов;
для подготовки/определения людей на ключевые позиции, с тем, чтобы не потерять этих людей (как часть планирования профессиональной преемственности);
для помощи в период трудностей (возвращение на работу после долгого отсутствия);
для поддержки работников в отсутствие непосредственного начальника;
для развития сотрудников при отсутствии прочих вариантов (посещение дорогостоящих тренингов, коучинг руководителей и т.д).
Когда вы понимаете, что тренинги уже не работают или работают недостаточно, когда тренинги экономически нецелесообразны, тогда менторинг востребован. Он помогает людям быстро вырасти, потому что он соединяет две силы: силу передачи знаний, опыта и силу осознания, расширения осознанности.
«Однажды ко мне на сессию коучинга пришёл руководитель с яркими признаками эмоционального выгорания, - рассказывает Анна Блинова, PCC ICF, сертифицированный ментор, командный коуч и преподаватель. – Перед клиентом стоял выбор - остаться на нынешней работе, сменить компанию или открыть собственный бизнес. И я как коуч работала с ним по его запросу. Через какое-то время клиент пришёл на встречу и сообщил, что его пригласили на собеседование в телекоммуникационную компанию, но в этой теме он ничего не понимал, поэтому просил помощи в подготовке к собеседованию. Он был топ-менеджером в компании и шёл на топовую должность в другую компанию.
И здесь история такая: даже если ты обладаешь абсолютно всеми компетенциями топ-руководителя, знать рынок необходимо хотя бы на уровне терминов и понятий. Я поняла, что как коуч я буду ему менее полезна, чем как ментор. Свой опыт работы на рынке телекоммуникаций, особенности того, что происходит внутри отрасли, я с помощью коучинга передать не смогу – это интеллектуально невозможно. Тогда в этой части работы с клиентом я применила технологию менторинга.
В результате клиент успешно прошёл собеседование, был принят на должность и даже обошёл внутренних кандидатов на эту позицию. Его назначение стало колоссальным приобретением для компании, потому что своё подразделение, которое 4 года не выполняло планы, он за 4 месяца вывел на выполнение планов, ещё через 4 месяца подразделение вошло в десятку лучших, ещё через несколько месяцев его подразделение стало первым по России в рамках компании.
Этот случай стал первой историей, когда я осознала, что менторинг в бизнесе более чем востребован. Если человек находится в ситуации нехватки знаний, которые ему неоткуда взять, он не может «вытащить» их из себя, ему необходим чужой опыт, то нужно использовать менторинг с таким клиентом».
Международный университет Global Coaching предлагает освоение данной программы в 2 форматах:
корпоративный;
открытый.
Менторинг – это активная позиция с обеих сторон (и менти, и ментора), поэтому в самом начале компания определяет, нужны ли ей менторы, есть ли ресурсы и готовность к внедрению менторинга? В корпоративное обучение входит двухдневный тренинг-обучение менторов и 2-часовой обучающий вебинар для потенциальных менти (чтобы они умели принимать и давать обратную связь, задавать вопросы, ставить цели и т.д.) Важный момент – на корпоративной программе мы обучаем менторов и менти, поскольку от этого, по нашему опыту, зависят результаты внедрения менторинга в конкретную организацию.
Особенность корпоративного формата программы в том, что опытные менторы и ассистенты сопровождают начальные этапы внедрения менторинга в бизнес.
Открытая программа состоит из двух модулей, на которых студенты:
разбираются с философией менторинга и его отличиями от других видов помогающих направлений;
на практике отрабатывают структуры ментор-сессий: как готовиться и проводить сессии менторинга;
осваивают международные компетенции ментора: как слушать, как делиться, как поддерживать фокус и прогресс, что делать, если менти потерпел неудачу, как дать обратную связь, чтобы она была развивающей;
Самое ценное, что студент получает на программе – понимание стратегии работы ментора с менти, чтобы выработать умение красиво и с пользой для обоих участников завершить отношения, отпустить менти в самостоятельное плавание с планом дальнейшего развития.
Второй модуль открытой программы посвящён разбору сложных моментов в отношениях ментора и менти, способам работы с психологическими барьерами и ограничивающими убеждениями, рассмотрению инструментов группового менторинга.
Также на программе мы говорим о том, как предлагать менторинг компаниям. К нам на открытые программы часто приходят коучи, которые хотят стать менторами в бизнесе, и им важно понять, как разговаривать с представителями бизнеса о менторинге на одном языке.
Освоение технологии создания системы менторинга в компании на профессиональном уровне;
Ощущение своего собственного лидерства за счёт интеграции навыков менторинга в стиль управления;
Личностный рост: много практики, и вы начинаете прокачивать, решать какие-то истории, которые через коучинг, например, вы не могли найти.
«Люди, которые выходят с этой программы, чётко знают, что им делать, чтобы быть ментором», - говорит преподаватель программы, сертифицированный ментор и коуч Анна Блинова, PCC ICF.
Выбирайте формат обучения под свои цели и регистрируйтесь на программу.
Если у вас остались вопросы по обучению, напишите их на почту info@coachuniver.ru