Развитие холистического подхода в компании
Изначально супервизия появилась как технология поддержки психотерапевтов (и других представителей поддерживающих профессий). Сессии супервизии представляли собой пространство для обсуждения кейсов и вопросов, возникающих в ходе практики.
За последние 15 лет супервизия стала неотъемлемой частью работы не только психологов, психотерапевтов и психиатров, но и всех специалистов поддерживающих профессий - коучей, консультантов, медперсонала.
Супервизия создаёт пространство рефлексии, в которой специалист исследует не свои навыки как таковые, а свои личностные черты – скрытые психологические процессы, внутренние конфликты, мотивы. Это даёт возможность специалисту продолжать работу со своими клиентами, не привнося лишнего, - по аналогии с тем, как мы настраиваем радио, ловим то удачное положение переключателя волн, когда можно без какого-либо шума и помех слушать голос ведущего.
Принято считать, что основная задача развития корпоративных сотрудников любого уровня – повышение продуктивности и/или их профессиональных навыков. Основная задача предпринимателя – чтобы его бизнес жил, а люди работали. Ничего личного, только бизнес. Но при этом статьи о том, как работают сотрудники Google, Netflix, Microsoft, Philips и тому подобных компаний набирают феноменальное количество откликов. Эти компании как раз являются примером принципиально другого, холистического подхода, когда сотрудник рассматривается как человек целиком, а не только как производственная единица.
И в этом случае мы расширяем фокус внимания - от развития эффективности и профессиональных навыков переходим к работе с эмоциональным интеллектом, устойчивостью (способностью противостоять стрессу), развитию навыка рефлексии и смотрим не только на то, что происходит на рабочем месте, но и в более широком контексте.
В мире, где ни у кого нет ответов, выигрывает не самый умный, не самый образованный, и даже не самый смелый, а тот, кто может дольше других продержаться в гонке, кто обладает достаточной устойчивостью и способностью создавать поддерживающее пространство, в котором его команда продолжает идти вперед. И здесь для развития необходимых навыков инструменты супервизии подходят больше, чем любые другие.
Супервизия, как и коучинг даёт большое пространство для исследования, но в отличие от коучинга не предполагает достижения конкретной цели и планирования действий. Взамен супервизия позволяет глубже заглянуть в происходящее здесь и сейчас, развивает способность к рефлексии и учит замедляться, прислушиваться к себе – «а что сейчас происходит? На что это похоже? Как это влияет на меня и на мою команду?»
Давайте посмотрим на пример Анны, руководителя команды из десяти продавцов. В марте все сотрудники компании стали работать из дома, и вскоре Анна заметила, что и она сама, и все члены команды находятся в угнетённом состоянии. Дети, собаки, отпуск под угрозой, сделки под угрозой, что будет с бонусом – непонятно. Тем не менее отдел смог успешно закончить финансовый год в июне, выполнить план и бодро начать новый финансовый год. Что помогло Анне?
Благодаря работе с супервизором Анна смогла отследить, что с ней происходит, со стороны посмотреть на то, что важно в моменте, и нашла возможность поддерживать себя и свою команду, развила способность контейнировать тревоги других.
Изменения стали происходить и с сотрудниками. Понятно, что всем нужно было работать в полную силу. Но работать в полную силу гораздо сложнее, когда человек беспокоится, когда он раздражен, когда он реагирует на всё, что происходит вокруг. Анна стала иначе проводить командные встречи, предваряя обсуждение плана по продажам рефлексивной практикой, что дало пространство для исследования состояния каждого сотрудников.
Оказалось, что все участники чувствовали тревогу и усталость в разной степени – кто-то просто сидел дома, а кому-то нужно было развлекать ещё трех детей. Групповая рефлексия позволила выровнять ресурс команды и снять скрытое раздражение до того, как оно переросло в конфликт.
Со временем культура в команде Анны поменялась – сотрудники стали сплочённее, стали ощущать поддержку друг друга. Они стали более внимательными друг к другу и более открытыми, стали более активными в ходе совместного планирования и обсуждения встреч с заказчиками и более вовлеченными на самих встречах. С одной стороны, коллеги Анны отмечали, что научились лучше управлять своим состоянием – не только в широком смысле, но и в моменте сложных переговоров, а с другой стороны, каждому хотелось поддержать команду.
Безусловно, можно сказать, что ответственность за мотивацию, вовлеченность в работу и собственную продуктивность лежит на сотруднике. Но как бы там ни было, нового человека нужно найти и дать ему войти в курс дела (что в некоторых компаниях занимает от 6 до 12 месяцев), нагрузка на других сотрудников в этот период увеличивается, и возникает вопрос, что дешевле – проактивно поддерживать сотрудников или менять их по мере выгорания.
Автор: Ксения РОСИНА, PCC, CIPD, профессиональный коуч, сертифицированный супервизор и фасилитатор, эксперт в области корпоративного обучения и развития талантов
Коллеги, приглашаем вас на международную программу «Супервизия в коучинге и менеджменте» CCE ICF. Это уникальная программа, которая даёт возможность работать в рамках рефлексивной практики как с профессиональными коучами (внутренними и внешними), для кого коучинг – основная профессия, так и с сертифицированными коуч-компетентными руководителями организаций. Это также возможность для руководителя стать корпоративным супервизором и:
✔ усовершенствовать управленческое мастерство: рефлексия собственного руководящего опыта, разбор паттернов;
✔ овладеть технологией проведения супервизии и компетенциями супервизора;
✔ улучшить знания психологии управления и сформировать системный взгляд в теме влияния культуры управления на бизнес-результаты;
✔ научиться помогать коллегам в развитии их управленческих навыков.
Ведущим преподавателем программы является Лоренца Клиффорд (Великобритания), аккредитованный AOCS и CSA супервизор в International Centre for Reflective Practice. Обучение у мастера супервизии с двадцатилетним опытом в профессии позволит вам узнать разные подходы к проведению сессий супервизии и выработать свой неповторимый стиль супервизора.
По окончании международной программы вы получите 3 сертификата:
международный сертификат CCE ICF от Международного университета Global Coaching;
английский сертификат от школы коучинга и супервизии Coachange;
сертификат Национальной федерации профессиональных менторов и коучей.
Мы набираем небольшие группы для сохранения качества обучения. Успейте забронировать своё место в группе – пройдите по ссылке и зарегистрируйтесь.