Навыки ментор-коуча: в чём уникальность?
Навыки ментор-коуча: в чём уникальность?

Что должен уметь профессионал в ментор-коучинге?

Менторинг (развивающее наставничество) как одна из гибких технологий имеет в своей основе коучинговые инструменты. Если вы сравните компетенции коуча и компетенции ментора, например, Международной федерации коучей (ICF), то увидите, что некоторые пункты близки или одинаковы. Однако менторинг, при всей близости к коучингу, направление обособленное, со своими задачами, принципами и уникальным набором компетенций.

Что умеет ментор?

Есть более или менее общий набор навыков, необходимых профессиональному ментору. Предметом данной статьи будут являться навыки ментор-коуча, то есть развивающего наставника, который поддерживает коучей и помогает им приблизиться к желаемому уровню международной квалификации. Менторы в коучинге – это специалисты, которые помогают коучам совершенствовать профессиональные компетенции по стандартам ICF. Ментор-коуч умеет:

1. Создавать открытую и благоприятную атмосферу для обсуждения

Ментор-коуч стремится развить доверие, поощряя открытое общение, обмен личным опытом или трудностями. Он уважает индивидуальность партнёр по менторингу и принимает то, что коуч в сессиях может проявлять свой индивидуальный коучинговый стиль, непохожий на стиль ментора. Ментор не боится рассказывать о своей повседневной жизни, когда это уместно, предоставлять идеи и мнения, обсуждая их менти (подопечным).

2. Демонстрировать глубокие навыки слушания / последующего наблюдения.

Навык слушания – это компетенция, в развитии которой нельзя остановиться. Поэтому ментор постоянно находит для себя новые и новые уровни слушания и проведения опроса.

После того, как ментор полностью выслушал ответ, он задаёт уточняющие вопросы, чтобы продемонстрировать искренний интерес.

Если он чего-то не понимает, то он попробует перефразировать слова партнёра, чтобы убедиться, в своём понимании того, что пытается сказать человек.

Если ранее ментор обсуждал с менти какой-то вопрос, то позднее он обязательно спросит, как развивалась ситуация.

Предлагая свой опыт, ментор понимает, что то, что сработало у него, не обязательно сработает у клиента: «Мой опыт был (xxx). Как вы думаете, что подойдет вам?»

3. Анализировать сессию менти по 8 компетенциям ICF.

У ментора в коучинге особый «взгляд» на сессию. Когда мы находимся в роли коуча, то думаем, как проявить компетенции и их маркеры. А когда мы менторы, наша задача – увидеть эти проявления и предложить варианты развития, усиления, наращивания компетенции. То есть наши глаза и уши настроены на то, чтобы распознать, как та или иная компетенция проявилась в сессии.

4. Создавать сильный менторский контракт

Ментор всегда отвечает на запрос менти: зачем пришёл, что хочет получить в итоге? Ментор не спешит делиться всем, что знает, а, прослушивая демо-сессию, работает с менти в рамках запроса. Здесь так же, как в коучинге, – как заключили контракт с менти, так и провели ментор-сессию.

5. Поддерживающая и развивающая обратная связь с опорой на факты

Ключевое умение ментора - давать такую обратную связь, чтобы менти захотел учиться дальше, чтобы у него расправились крылья, чтобы он пошёл внедрять в сессию всё то, чему научился у ментора.

Те, кто был на сессиях менторинга в качестве менти, знает, что для встречи с ментором, нужно затранскрибировать свою сессию. Для чего? Чтобы ментор не был голословным на ментор-сессии, чтобы мог пояснить, что проявлено, как проявлено, в каких словах, какой интонацией и в ответ на какую реплику клиента. Опора на факты даёт ментору материал, с которым можно работать и экспериментировать.

Обратная связь может быть травмирующей для клиента, если она содержит больше критики, чем фактов. Поэтому умение давать менторскую обратную связь является большим вызовом в процессе обучения менторингу.

Кто может быть ментором

Менторами могут быть коучи с уровнем сертификации АСС, РСС, МСС. Важное изменение вступило в силу с 31 июля 2018 год: коучи с уровнем сертификации АСС могут осуществлять услуги ментора, если имеют сертификацию как минимум три года (то есть те коучи, которые уже продлевали сертификацию АСС). Однако обучение могут пройти коучи без сертификации АСС, РСС и МСС, в таком случае, свой сертификат ментора коуч получит после прохождения сертификации на один из трёх квалификационных уровней.

Что говорят коучи о результатах работы с менторами:

Стала более осознанно и уверенно применять основные компетенции ICF
Осознала свои сильные и слабые стороны как коуча. Проработав минусы с ментором, стала уверенней себя чувствовать на коуч-сессиях
Стала продуктивнее в общении с клиентами, чётче формулирую мысли и качественнее поддерживаю клиентов в достижении целей

Если вы готовы стать опытным наставником, профессиональным ментором для коллег-коучей, Международный Университет Global Coaching приглашает вас на первую в России международную программу–специализацию для коучей "Менторинг (коуч как ментор)" CCE (ICF).


Узнайте больше о программе и зарегистрируйтесь!
 
Москва +
11 филиалов университета
Мы на связи:
Пнд.-Птн. 10:00-18:00
Вопросы?
Send this to a friend
Приветствую! Это может быть интересно для Вас: Навыки ментор-коуча: в чём уникальность?
Ссылка: https://coachuniver.ru/navyki-mentor-koucha-v-chyom-unikal-nost/