Навыки ментора в коучинге: как сохранить фокус менти
Навыки ментора в коучинге: как сохранить фокус менти

Ключевые умения ментора и навыки, отличные от коучинговых

Когда мы начинаем говорить о менторинге в коучинге, то любим повторять, что это другой способ взаимодействия с клиентами, отличный от коучинга или менторинга в бизнесе. Что недалеко от истины. Ниже в статье предлагаем прояснить, в чём заключаются эти отличия, какие особенности имеет сессия менторинга в коучинге и как работать с компетенциями ментора.

Базовые умения ментора

Как следует из определения ICF, ментор-коуч – это профессионал, который умеет анализировать сессию клиента (менти) на основе 8 компетенций ICF (11 компетенций), создавать сильный менторский контакт и давать развивающую обратную связь.

Реализация роли ментор-коуча, таким образом, складывается из освоения четырёх ключевых навыков:

1. Умение определять маркеры уровня компетенции
Выверенные технологии асессмента (оценивания) в коучинге предлагают маркеры (примеры поведения коуча в сессии) для каждой компетенции. Причём менторы в коучинге хорошо знают примеры не только проявления компетенции, но и примеры поведения, за которые коуч по данной компетенции не получит зачёт на экзамене. Профессиональные менторы в коучинге понимают все поведенческие нюансы проявления/не проявления компетенций коуча и видят (слышат) маркеры каждой компетенции в сессии клиента.

2. Умение предлагать развивающую обратную связь
Присутствие в списке этого умения даёт ответ на вопрос, почему профессионалы ищут специального образования в менторинге, тем более в менторинге для коучей. Ментор-коучу предстоит объяснить клиенту, какому уровню квалификации сейчас соответствует его коуч-сессия. И делать это нужно корректно, нетравматично и развивающе. Поэтому в процессе обратной связи так важна опора на факты.

3. Умение делиться опытом
Практикуя коучинг, вы могли поймать себя на мысли, что клиент может сильнее продвинуться, если его поддержать советом. Коуч, чтобы сохранить нейтральную позицию, подавит желание посоветовать, но для ментора предложение своих рекомендаций - это часть роли.

4. Умение поддержать
Практика менторов с менти не всегда укладывается в схему цель-план-результат, реальность вносит в процесс свои коррективы. Ментору может не хватать информации в какой-либо теме или опыта в вопросе, важном для движения менти к цели. Однако эмпатия, искренняя человеческая, моральная поддержка от более опытного коллеги может подготовить самые сильные изменения у менти.

Компетенции коуча против компетенций ментора

Обучение ментор-коуча предполагает не только развитие вышеназванных умений, но и принятие новой парадигмы мышления – менторской. Это происходит за счёт освоения компетенций ментора, которые отчасти повторяют коучинговые, но есть и такие, которые свойственны только роли ментора. Одна из них – компетенция ментора №10 «Поддержание эффективного фокуса менти».

Чтобы показать, как работает это умение менти, стоит сказать, что обычно ментор-коуч анализирует сессию клиента на предмет одной или двух конкретных компетенций коуча (не больше). То есть в своём запросе к ментору коуч указывает, что хочет знать, на какой уровень сертификации он демонстрирует, например, коучинговые компетенции 2 и 5. Однако на сессиях случается, что у менти происходят инсайты и по другим компетенциям, и он ожидает, что ментор даст ему обратную связь ещё и по другим навыкам, либо менти может отвлекаться от темы, терять фокус партнёрства. Как можно с этим работать и можно ли?

Наш ответ – можно и нужно. Менти спокойно может отвлекать, при этом ответственность за возвращение фокуса подопечного лежит на менторе. Он тот, кто компетентен в процессе, кто развивает другого человека. Александра Прицкер, MCC ICF, президент АМК «Национальная федерация профессиональных менторов и коучей», директор Международного университета Global Coaching в своей книге «Менторинг: инструкция по применению» предлагает следующие способы помощи менти в возвращении фокуса сессии:

1. Напоминание фокуса
Ментор заметил, что менти отвлёкся, и вежливо возвращает партнёра к теме сессии: «Вы хотели найти …» Напоминание должно быть корректное, по форме дружелюбное.

2. Ежедневные события и ситуации как повод развития
Иногда менти во время сессии рассказывает о ежедневных событиях и ситуациях. Ментор может их использовать, если видит в них полезный контекст для развития менти в основном фокусе. Это может помочь менти найти решения, если ментор обратит внимание подопечного на близость этих историй к запросу на сессию. Ментор говорит: «Эта ситуация как раз по теме вашего запроса на менторинг. Что вы думаете по этому поводу?»

3. «Как это связано с целью развития?»
Следующий приём активно используется в психологии. Он может сработать или нет в конкретном случае, но чаще срабатывает. Представьте ситуацию, когда менти начинает что-то с воодушевлением рассказывать, и ментор, слушая монолог, думает, что подопечный отвлёкся. Но в действительности ментору стоит задуматься о том, почему менти об этом говорит, почему сейчас, во время сессии, у него возникла эта подсознательная тема, почему он так погружен в рассказ, заинтересован.
Возвращая менти к теме сессии, ментор дружественно и с интересом спрашивает: «Как эта ситуация (любое содержание, о котором увлечённо говорит менти) связана с целью на ментор-сессию?» В такие моменты менти часто находит связь, и эта связь оказывается значимой. Синтез мышления, который появляется в момент быстрого поиска ответа, может привести человека к инсайту.
И даже если менти скажет, что ситуация никак не связана с темой сессии, это не страшно, зато ментор уточнит фокус менти. Главное – выполнять этот приём в позитивной форме, не переходить в назидание, поскольку такая форма коммуникации в менторинге не работает.

Вам интересна профессия ментора в коучинге?

Приглашаем вас на обучение в Международный университет Global Coaching на программу «Менторинг (коуч как ментор)» CCE ICF. Среди преимуществ программы - возможность работать ментором не только с коллегами-коучами, но и с бизнес-клиентами.


Менторинг – это не только об умении анализировать сессии ученика на основе компетенций ICF, это ещё и о мудрости, о более эффективных моделях мышления, которые позволяют ментору:

развивать свою основную специальность (коуча);

помогать развиваться коллегам (коучам);

оказывать профессиональную поддержку в решении личных и производственных задач любым своим клиентам (не коучам).

Что даёт участникам обучение на программе:

сильнейший рост собственных компетенций: на протяжении обучения студенты программы будут давать друг другу обратную связь на основании 8 компетенций ICF;

дополнительная профессия: усиливаются требования ICF к квалификации коучей и встаёт вопрос - кто будет эти требования выполнять, поэтому коучи обращаются к менторам;

вы сможете представить себя как профессионала на растущем рынке менторинга – не нужно искать клиентов, клиенты ищут вас;

сможете работать как ментор и с бизнес-клиентами.

Регистрируйтесь на программу!
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Расписание
Москва +
11 филиалов университета
Мы на связи:
Пнд.-Птн. 10:00-18:00
Вопросы?
Send this to a friend
Приветствую! Это может быть интересно для Вас: Навыки ментора в коучинге: как сохранить фокус менти
Ссылка: https://coachuniver.ru/navyki-mentora-v-kouchinge-kak-sohranit-fokus-menti/