Нейрофизиология человека в коучинговом контексте
Наш мозг сложная и умная материя, которая трудно принимает перемены. Вам должна быть знакома ситуация: только вы обещали себе начать с понедельника бегать по утрам, как в понедельник утром находятся 5 и более причин, чтобы не вставать рано и не идти на пробежку, и дело не двигается. Мозг всячески старается противостоять изменениям. Почему? Потому что каждое наше физическое или психическое (имеем ввиду эмоциональные реакции – гнев, разочарование, радость) действие создаёт в мозгу определённую нейронную связь, мы как бы протаптываем дорожку от нейрона А к нейрону Б. Эта дорожка не что-то мифическое, это материя, и множество таких дорожек составляют «рисунок на ткани» нашего головного мозга. И чем чаще мы воспроизводим какое-то действие или реакцию, чем крепче связь между нейронами.
Примером таких крепких нейронных связей служат наши автоматические действия – то, что отработано до такой степени, что не нуждается в осознании. Вы закрываете дверь ключом каждое утро правой рукой, не задумываясь об этом, машинально. Вы ведёте авто, следите за дорогой, переключаете скорости и при этом беседуете с пассажиром на переднем сидении. Вы можете совершать всё это одновременно, потому что ваши движения отработаны до автоматизма, мышечная память и закреплённый нейронами опыт вождения позволяет вам не смотреть каждый раз на рычаг передач при переключении скоростей, не смотреть на спидометр, чтобы знать, когда переключить скорость, – а ведь всё это вы делали, когда учились управлять автомобилем. То же с эмоциональными реакциями. Вы были в плохом настроении, когда ребёнок впервые устроил сильную истерику, он кричал, плакал, а вы разозлились. В мозгу закрепились причина и следствие – «детский плачь – злость». Теперь, каждый раз, когда ребёнок плачет, вы начинаете чувствовать раздражение, вместо понимания и сочувствия к нему. Весь наш опыт физический и эмоциональный закрепляется на рисунке мозговой ткани, без преувеличения – весь.
Чтобы мы могли узнавать что-то новое, менять бесполезное поведение, приобретать новые привычки, нам нужно создавать новые нейронные связи - новые рисунки на ткани мозга. Но как их создавать, если мозг так бережёт свою целостность, так сильно противостоит любым изменениям и даже нас самих с помощью нашего же мышления убеждает, что меняться не нужно?
Долгих вступлений не будет, ответим сразу - чудо не произойдёт, если один человек будет просто говорить другому, что делать. В каком-то смысле один человек может побудить другого к изменениям, но пока последний не поймёт необходимость перемен, от «хочу» к «буду» он не перейдёт. Личность может изменить или создать новые нейронные связи, только привлекая и развивая собственное мышление. Это ключевой момент. Давайте раз и навсегда освободимся от иллюзии, что мы можем кого-то изменить. Мы можем только помочь изменениям, содействовать им. И роль коучинга в этом процессе заключается в поощрении осознанного мышления посредством активного слушания и мощного опроса (это компетенции коуча).
То, что осознанность – ключевой момент для начала изменений, подтверждают исследования нейронауки. Об этом говорит доктор Джо Диспенза в книге «Сила подсознания», в контексте изучения мозга и мышления данную тему затрагивает в своих лекциях профессор госуниверситета Санкт-Петербурга Татьяна Черниговская.
У двух людей не может быть одного и того же мозга. По мере того, как мы проживаем жизнь, наш мозг постоянно создает новые нейронные связи, они становятся жёстче и создают уникальный ландшафт. Из-за этой уникальности мы все ощущаем реальность, учимся и осмысливаем мир по-разному. Вот почему директивный подход «я говорю – ты делаешь» неэффективен. Когда мы советуем человеку, как ему поступить, мы действуем исходя из карты мира нашего собственного мозга. Однако то, что имеет смысл для нас, не обязательно имеет смысл для кого-то другого.
Два десятилетия мир постигает силу коучинга разных сферах, в России, по нашим наблюдениям, люди имеют первый опыт коучинга, как правило, на рабочем месте. Обучение людей самостоятельно решать проблемы и находить собственные решения положительно влияет на производительность сотрудников, увеличивает прибыль компании, создаёт перспективы для развития. Однако об изменении ситуации в пользу всё большего применения коучинга для решения жизненных задач говорят два момента:
первое - усиление и распространение международных стандартов в коучинге (людям становится более понятно, что представляет собой истинный коучинг и каких результатов от него ждать);
второе – повышение общего уровня зрелости общества (люди больше задумываются о своём развитии, о том, чем им на самом деле хочется заниматься в жизни, и больше обращаются к специалистам – консультантам, бизнес-тренерам, коучам, менторам).
Два ключевых инструмента коучинга - активное слушание и сильный опрос - работают так хорошо, потому что они стимулируют людей думать за себя и приходить к своим собственным выводам. Каждый инсайт, каждый момент «ага!» - это новая дорожка от одного нейрона к другому. Коучинг, как правило, не стремится сделать переоценку всего того, что человек делает неправильно – наши бесполезные мысли и поведение. Вместо этого, коуч с клиентом фокусируются на приобретении более значимых связей (новых перспектив).
После того, как эти новые перспективы найдены, необходима практика, чтобы внедрить новое мышление. Роль коуча на этом этапе - поддержать человека, помочь ему двигаться в аспекте желаемого поведения, потому что на ранних стадиях мозг будет соблазнять вас вернуться назад.
Нейронные связи в головном мозге не исчезают полностью. Это хорошо видно в ситуациях, когда из-за стресса или неудачи, мы возвращаемся к старым привычкам. Но по мере того, как мы все больше и больше используем новый путь, новое мышление, старые нейронные связи становятся слабыми, а бесполезные привычки и действия кажутся менее привлекательным для использования.
Людям, которые думают о личном развитии и уже пробовали какие-либо инструменты для изменений, обучение коучингу даёт сразу два преимущества: глубокую личностную трансформацию ещё на этапе обучения и новую специальность профессионального коуча.
Мы приглашаем вас сломать собственные стереотипы поведения, построить новые нейронные связи для более позитивной и счастливой жизни. Мы приглашаем вас научиться помогать другим людям в их переменах на программу «Коучинг нового мышления» ACSTH ICF.
Вы по-другому начнёте воспринимать себя, людей, внешний мир, станете более деятельным (для всех, кто переживает прокрастинацию!) и эффективным, будете развиваться быстрее, достигать целей, станете мыслить позитивно.
«Коучинг нового мышления» ACSTH ICF – это базовая программа обучения лайф и бизнес-коучингу по компетенциям ICF с вручением международного сертификата ACSTH ICF, 155 часов.
Обучение состоит из 4-х модулей по 4 дня;
70% времени обучения отводится отработке полученных навыков;
Межмодульные практики сопровождают ассистенты;
Акцент обучения – освоение коучинговых навыков для использования в жизненных и бизнес-задачах;
Данная программа имеет также online-формат обучения, что удобно для прохождения курса без отрыва от работы.