О деталях подготовки менторов в коучинге
Вы когда-нибудь задумывались, как может отозваться ваше слово в другом человеке? Не новость, что каждый из нас в большей или меньшей степени болезненно относится к суждениям окружающих о себе. И когда дело касается профессиональных качеств, например, обратной связи о компетенциях коуча, то опасность травмировать словом возрастает в разы. Ведь следствием неосторожной обратной связи может стать прекращение развития человека. В такой ситуации единственно возможным вариантом не навредить становится профессионализм коуча/ментора.
На международной программе «Менторинг (коуч как ментор)» СCE ICF мы готовим квалифицированных менторов в коучинге - профессионалов, которые умеют анализировать сессию менти (ученика) по 11 компетенциям ICF, создавать сильный менторский контракт и давать обратную связь менти на основании ментор-компетенций. Рассмотрим подробнее, какие ключевые навыки обретает коуч, освоивший данную программу.
Менторинг в сфере коучинга подразумевает процесс, в ходе которого ментор помогает менти осознать, как ученик развивается в аспекте компетенций коуча ICF. Поэтому обучение коучей менторингу проходит в двух плоскостях: освоение международных компетенций ментора и обучение навыкам работы с компетенциями коуча ICF.
Установление личностной связи с учеником - первоочередная задача хорошего ментора. И здесь не нужно пытаться произвести впечатление на ученика, поразить или восхитить его. Открытость и готовность быть собой, а не человеком-легендой позволяют уйти от директивного образа и создают предпосылки для честных и доверительных отношений.
Наши выпускники-менторы говорят, что компетенции коуча прекрасны в лидерстве, но в менторинге им открывается человеческий формат эффективного общения.
Различные профессиональные организации ICF* , IMA* , IMC* , IMN* определяют перечень личных и профессиональных качеств, необходимых ментору. Ниже вы видите обобщённый список компетенций, которые отражают профессионализм ментора и помогают достигать цели ментор-сессий.
* International Coach Federation (ICF) - Международная федерация коучинга
* International Mentoring Association (IMA) - Международная ассоциация менторов
* International Mentoring Community (IMC) - Международное менторское сообщество
* International Mentor Network (IMN) - Международная сеть менторов
Компетенции ментора:
1. Философия, роль, принципы менторинга.
2. Заключение длительного контракта и управление им.
3. Заключение соглашения на ментор-сессию.
4. Установление доверительных отношений, которые помогают менти учиться.v
5. Предложение своих мыслей/вклада.
6. Слушание.
7. Управление фокусом.
8. Предоставление устной и/или письменной обратной связи.
9. Использование моделей и техник, выходящих за рамки базовых навыков общения.
10. Поддержка в период изменений.
11. Управление прогрессом.
12. Планирование действий за рамками ментор-сессии.
Освоение компетенций менторинга – это пространство для личных трансформаций, прорывов и обнаружения точек роста. Как правило, изучение ментор-компетенций становится открытием для студентов-менторов с точки зрения личностного развития. Похожие эмоции переживают коучи-новички, которые с нуля постигают компетенции коуча.
В этом направлении есть три важных умения, которые отражают специфику направления коуч-менторинг:
умение определять маркеры уровня компетенции;
На курсе студенты знакомятся с маркерами компетенций. Ведущая программы Александра Прицкер является асессором PCC – профессиональным сертифицированным оценщиком коучей-соискателей международных квалификаций. Александра делится на программе эксклюзивными знаниями, благодаря которым вы будете понимать, в каких поведенческих нюансах проявляются компетенции коуча и как их увидеть в сессии своего менти.
Знакомство с этими материалами даёт новый взгляд на коуч-сессии, и первое, на что вы начнёте смотреть по-другому, будут ваши собственные сессии.
умение давать обратную связь: на основе фактов проявления этих компетенций;
На коуч-сессиях с вами могли произойти случаи, когда вы понимали, что клиент может намного больше продвинуться в своём развитии или в решении задачи, если ему предложить свои варианты решения, свой опыт или порекомендовать человека, который был бы полезен в данном вопросе. Дать совет в коучинге, значит пренебречь всеми его правилами, дать совет в менторинге – это способ помочь менти продвинуться в отношении своих целей.
Поскольку в ментор-отношениях может присутствовать вклад ментора, ментору нужно осознавать влияние обратной связи на ученика. Вот как о практике в качестве ментора для коучей говорит Вероника Водохлебова, PCC ICF, тренер-преподаватель Международного университета Global Coaching: «Образование у меня психологическое, и начинала я карьеру как детский психолог. Практикуя, я всегда вспоминала слова заведующей нашей кафедры в университете: «Вероника, вы будете рассказывать родителям об их детях – это очень чувствительный момент. Всегда говорите фразу - на основании этой психодиагностики можно предположить…» Сейчас, слушая сессии, я тоже высказываю предположение, потому что любая оценка «закрывает» развитие. Человек психологически защищается от оценки, хочет сохранить свою целостность, и наша задача как менторов сделать так, чтобы клиент открывался обратной связи».
Если вы не ищите специального образования в менторинге, то в процессе передачи знаний о компетенциях вы можете дать такую обратную связь, которая станет сильным стрессом для другого человека. Его развитие прекратится, и человек с головой уйдёт в неполезный для себя самоанализ, будет искать причины, что с ним не так, раз у ментора сложилось о нём такое мнение.
Пожалуй, главное слово в описании этого умения – «факты». Опора на факты делает обратную связь корректной, нетравматичной и развивающей. Этот навык менторы тоже отрабатывают в ходе программы.
умение предложить вариант на примерах, исходя из следующего уровня развития.
Это умение о том, как передать опыт от ментора к менти так, чтобы опыт ментора превратился в опыт менти, чтобы на основе знаний ментора менти мог создать свой собственный успешный опыт.
В учении Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития говорится, что развитие идёт следом за обучением. И в этой формуле заложена огромная вера в способности и потенциал ученика. На программе «Коуч как ментор» вы научитесь видеть перспективу роста своего подопечного и предлагать ему такой свой опыт, который будет продвигать менти.
Если вы заинтересованы в том, чтобы стать профессионалом в сфере коуч-менторинга, регистрируйтесь на программу «Менторинг (коуч как ментор)» CCE ICF
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.