О деталях подготовки менторов в коучинге
Вы когда-нибудь задумывались, как может отозваться ваше слово в другом человеке? Не новость, что каждый из нас в большей или меньшей степени болезненно относится к суждениям окружающих о себе. И когда дело касается профессиональных качеств, например, обратной связи о компетенциях коуча, то опасность травмировать словом возрастает в разы. Ведь следствием неосторожной обратной связи может стать прекращение развития человека. В такой ситуации единственно возможным вариантом не навредить становится профессионализм коуча/ментора.
На международной программе «Менторинг (коуч как ментор)» СCE ICF мы готовим квалифицированных менторов в коучинге - профессионалов, которые умеют анализировать сессию менти (ученика) по 11 компетенциям ICF, создавать сильный менторский контракт и давать обратную связь менти на основании ментор-компетенций. Рассмотрим подробнее, какие ключевые навыки обретает коуч, освоивший данную программу.
Менторинг в сфере коучинга подразумевает процесс, в ходе которого ментор помогает менти осознать, как ученик развивается в аспекте компетенций коуча ICF. Поэтому обучение коучей менторингу проходит в двух плоскостях: освоение международных компетенций ментора и обучение навыкам работы с компетенциями коуча ICF.
Установление личностной связи с учеником - первоочередная задача хорошего ментора. И здесь не нужно пытаться произвести впечатление на ученика, поразить или восхитить его. Открытость и готовность быть собой, а не человеком-легендой позволяют уйти от директивного образа и создают предпосылки для честных и доверительных отношений.
Наши выпускники-менторы говорят, что компетенции коуча прекрасны в лидерстве, но в менторинге им открывается человеческий формат эффективного общения.
Различные профессиональные организации ICF* , IMA* , IMC* , IMN* определяют перечень личных и профессиональных качеств, необходимых ментору. Ниже вы видите обобщённый список компетенций, которые отражают профессионализм ментора и помогают достигать цели ментор-сессий.
* International Coach Federation (ICF) - Международная федерация коучинга
* International Mentoring Association (IMA) - Международная ассоциация менторов
* International Mentoring Community (IMC) - Международное менторское сообщество
* International Mentor Network (IMN) - Международная сеть менторов
Компетенции ментора:
1. Философия, роль, принципы менторинга.
2. Заключение длительного контракта и управление им.
3. Заключение соглашения на ментор-сессию.
4. Установление доверительных отношений, которые помогают менти учиться.v
5. Предложение своих мыслей/вклада.
6. Слушание.
7. Управление фокусом.
8. Предоставление устной и/или письменной обратной связи.
9. Использование моделей и техник, выходящих за рамки базовых навыков общения.
10. Поддержка в период изменений.
11. Управление прогрессом.
12. Планирование действий за рамками ментор-сессии.
Освоение компетенций менторинга – это пространство для личных трансформаций, прорывов и обнаружения точек роста. Как правило, изучение ментор-компетенций становится открытием для студентов-менторов с точки зрения личностного развития. Похожие эмоции переживают коучи-новички, которые с нуля постигают компетенции коуча.
В этом направлении есть три важных умения, которые отражают специфику направления коуч-менторинг:
умение определять маркеры уровня компетенции;
На курсе студенты знакомятся с маркерами компетенций. Ведущая программы Александра Прицкер является асессором PCC – профессиональным сертифицированным оценщиком коучей-соискателей международных квалификаций. Александра делится на программе эксклюзивными знаниями, благодаря которым вы будете понимать, в каких поведенческих нюансах проявляются компетенции коуча и как их увидеть в сессии своего менти.
Знакомство с этими материалами даёт новый взгляд на коуч-сессии, и первое, на что вы начнёте смотреть по-другому, будут ваши собственные сессии.
умение давать обратную связь: на основе фактов проявления этих компетенций;
На коуч-сессиях с вами могли произойти случаи, когда вы понимали, что клиент может намного больше продвинуться в своём развитии или в решении задачи, если ему предложить свои варианты решения, свой опыт или порекомендовать человека, который был бы полезен в данном вопросе. Дать совет в коучинге, значит пренебречь всеми его правилами, дать совет в менторинге – это способ помочь менти продвинуться в отношении своих целей.
Поскольку в ментор-отношениях может присутствовать вклад ментора, ментору нужно осознавать влияние обратной связи на ученика. Вот как о практике в качестве ментора для коучей говорит Вероника Водохлебова, PCC ICF, тренер-преподаватель Международного университета Global Coaching: «Образование у меня психологическое, и начинала я карьеру как детский психолог. Практикуя, я всегда вспоминала слова заведующей нашей кафедры в университете: «Вероника, вы будете рассказывать родителям об их детях – это очень чувствительный момент. Всегда говорите фразу - на основании этой психодиагностики можно предположить…» Сейчас, слушая сессии, я тоже высказываю предположение, потому что любая оценка «закрывает» развитие. Человек психологически защищается от оценки, хочет сохранить свою целостность, и наша задача как менторов сделать так, чтобы клиент открывался обратной связи».
Если вы не ищите специального образования в менторинге, то в процессе передачи знаний о компетенциях вы можете дать такую обратную связь, которая станет сильным стрессом для другого человека. Его развитие прекратится, и человек с головой уйдёт в неполезный для себя самоанализ, будет искать причины, что с ним не так, раз у ментора сложилось о нём такое мнение.
Пожалуй, главное слово в описании этого умения – «факты». Опора на факты делает обратную связь корректной, нетравматичной и развивающей. Этот навык менторы тоже отрабатывают в ходе программы.
умение предложить вариант на примерах, исходя из следующего уровня развития.
Это умение о том, как передать опыт от ментора к менти так, чтобы опыт ментора превратился в опыт менти, чтобы на основе знаний ментора менти мог создать свой собственный успешный опыт.
В учении Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития говорится, что развитие идёт следом за обучением. И в этой формуле заложена огромная вера в способности и потенциал ученика. На программе «Коуч как ментор» вы научитесь видеть перспективу роста своего подопечного и предлагать ему такой свой опыт, который будет продвигать менти.
Если вы заинтересованы в том, чтобы стать профессионалом в сфере коуч-менторинга, регистрируйтесь на программу «Менторинг (коуч как ментор)» CCE ICF