Работа с мышлением: на Эверест в домашних тапочках

Как работа с мышлением помогает в жизни? Как в этом помогает коучинг? Рассказываем с точки зрения науки и на примерах трансформации мышления реальных клиентов. Имена героев изменены. Для маскировки их подлинных личностей добавлены детали из других случаев практики.



Больше информации о Ирине Скворцовой

Все мы хотели бы жить счастливо, не терять внутреннюю опору и быть «лучшей версией себя». В стремлении достичь этого мы ежедневно принимаем решения, реагируем на жизненные вызовы, решаем разные задачи, справляемся с неопределенностью. Каждый делает это по-своему. На одну и ту же ситуацию мы реагируем по-разному. И результаты у всех разные. Это происходит благодаря уникальности мышления. Одним решения могут казаться очевидными, другим те же решения – нереальными. Иногда они приводят к цели. Иногда наоборот: нам только кажется, что мы в пути, но действия ведут в другую сторону. Бывает и так, что и цели нет. И тогда в какую сторону мы идем?



Что такое мышление?



В раннем детстве (период от 1 до 3 лет) у человека формируется сознание. Он учится познавать мир, реагировать на него. Он создает представление о предметах и явлениях, ищет связи, учится решать задачи. Этот сложный процесс обработки информации формирует мышление как осознанное восприятие окружающего мира. Под воздействием собственного опыта, окружения, условий жизни каждый человек формирует свои убеждений, картина мира у каждого становится уникальной. То, как мы воспринимаем мир, влияет на наши чувства, поведение, решения и результаты.



Юлия год как HRD, стремилась к качественному взаимодействию с командой. Ее желанием было стать таким руководителем, у которого сотрудники горят делом, проявляют инициативу. Она была уверена, что делает для сотрудников больше, чем они для нее. Считала себя идеальным руководителем, но вместе с тем испытывала обиду и раздражение. Ей хотелось обрести уверенность и авторитет в команде. А также она мечтала переключится с микро-менеджмента на решение стратегических задач. Но как к этому прийти, не понимала. Менять команду? На это пойти она была не готова.

Кейс 1. Юлия, HRD


Стадии развития мышления



Формат мышления тесно связан с функциями памяти, воображения. Вместе они формируют сознание. Мы не только помним события, явления, но, благодаря процессу осмысления и воображения, анализируем, можем абстрагироваться, систематизировать информацию, строить прогнозы, мнения и формировать суждения.

Сознание и мышление как форму познания изучают ученые из разных областей науки. Есть единое мнение, что по мере своего взросления и обучения мышление человека проходит через следующие стадии развития:

Предметное-действительное мышление (непосредственное восприятие объекта). Ребенок видит игрушку, может сразу взять в руки, потрогать, поиграть с ней. Так он понимает, как устроены предметы вокруг и как взаимодействовать с ними в реальном времени.

Наглядно-образное мышление (возможность оперировать образами в уме, вспоминать объект). Если вы закроете глаза, сможете представить, как выглядит ваш дом, даже если вы далеко от него. Вспоминая и представляя какие-либо вещи, можно использовать эти образы для решения задач или создания новых идей.

Абстрактное или словесно-логическое мышление (возможность выполнять логические операции с понятиями в уме). Благодаря этому мы можем рассуждать о том, что такое «доброта», «дружба», не имея перед собой конкретного примера, а опираясь на понятия и логические связи. Это помогает анализировать ситуации, делать выводы и строить аргументы.

Все процессы сознания взаимосвязаны между собой. Как развивается память? В школе мы учим стихи, пересказываем содержание параграфа, во взрослом возрасте – запоминаем список покупок или покупаем лекарственные средства для памяти. Как мы развиваем воображение? Через произведения искусства, кино, общение с другими людьми, путешествия и многое другое, что помогает расширять картину мира.



Наталья, молодая женщина. Руководит отделом по подготовке аналитической отчетности в крупной компании. 5 лет выстраивала отдел с нуля, наладила бизнес-процессы. И вот почувствовала, что ходить на работу стало морально тяжело, больше нет «огонька» при выполнении задач. Появились мысли о выгорании, и это тоже тревожило ее. Наталья не хотела считать себя выгоревшей. Она стала задумываться о поиске новой работы. Интуитивно Наталья чувствовала, что смена работы – не выход. Но иного варианта не видела. Ей хотелось выдохнуть и просто нормально работать.

Кейс 2. Наталья, руководитель среднего звена


Как происходит развитие мышления? Учитывая, что работа мозга – это самая энергозатратная активность, наш организм пытается облегчить себе задачу. Так развиваются привычки, автоматические реакции, быстрые решения и т.п. Прилагать усилия мысли в этом случае нет необходимости. Все процессы налажены. Таким образом, мы совершаем повторяющие действия и получаем всегда примерно одинаковый результат.

Если результат нас устраивает, то мы не переживаем и даже можем что-то долгосрочно планировать. Однако когда мы хотим других результатов, нужны другие решения. Нужно «включить голову», подумать. Мозг защищает нас от опции «подумать» убеждениями, которые мы формируем с ранних лет. Но самостоятельно обнаружить, какое именно убеждение сейчас ограничивает, и поменять его, человеку сложно. Оно слишком привычное.

Находить и менять убеждения и тем самым развивать мышление можно через коучинг. Коуч – внешний человек для клиента, нейтральный, не знающий его внутренний мир. В этом и есть его ценность. Слушая размышления клиента в сессии, коуч замечает, как развивается его мысль, как он связывает одно понятие с другими. Через вопросы в сессиях коуч помогает клиенту осознать особенности своего мышления, увидеть ограничивающие убеждения и обнаружить области для исследования себя. Эта работа над собой приводит человека к большему познанию своего внутреннего мира и возможностей. Такую работу называют самой трудной. Есть даже выражение: «самая трудная работа - работа над собой».



Особенности мышления



Уникальность мышления способствует тому, что каждый человек по-своему адаптируется к окружающей среде и решает задачи. Понимание этих особенностей помогает лучше осознать собственные мыслительные процессы и использовать их для более эффективного взаимодействия с миром вокруг.

Хотела бы выделить ключевые характеристики мышления более подробно:

Многоуровневость: от простых ассоциаций и автоматических реакций до анализа глобальных проблем.
Когда вы идете в магазин, вы можете вспомнить, что нужно купить еще молоко и хлеб (простые ассоциации). Однако, если вы заметили, что заканчиваются запасы других продуктов, начинаете анализировать, что еще нужно купить, чтобы не возвращаться в магазин в ближайшие дни. Это более сложный уровень мышления, который включает планирование.

Способность меняться и развиваться.
Представьте, что вы начали заниматься спортом и выполняете базовые упражнения. Со временем, по мере получения новых знаний о фитнесе и тренировках, вы начинаете адаптировать занятия, добавляя новые упражнения и меняя режим тренировок в зависимости от целей и самочувствия. Это показывает, как ваше мышление и подход к тренировкам развиваются.

Зависимость от контекста.
Вы планируете поездку с друзьями. Если погода хорошая, вы можете провести время на природе. Но если начнется дождь, вы измените планы и останетесь дома. Это демонстрирует, как ваши решения зависят от внешних условий и контекста.

Способность влиять на мировоззрение, которое помогает человеку ориентироваться в окружающем мире, предсказывать результаты действий.
Если вы выросли в семье, где ценятся труд и усердие, вы, вероятно, будете придерживаться мнения, что успех приходит через усилия. Это будет влиять на ваши жизненные решения. Например, вы будете усердно учиться и работать, чтобы достичь своих целей. В то же время, если вы видите, что другие достигают успеха благодаря связям или удаче, ваше мировоззрение может измениться, и вы начнете искать новые подходы к достижению целей. Мировоззрение помогает ориентироваться в жизни и принимать решения.



Дмитрий – предприниматель с 23-летним стажем. Начинал бизнес с партнером, но со временем они расстались из-за разницы в масштабах интересов и целей. Дмитрий успешно развивал бизнес один и вышел на существенные объемы в своей нише. С изменениями на рынке Дмитрию пришлось адаптировать бизнес-модель. Доходы начали падать, и он ощутил страх перед неопределенностью и необходимостью менять нишу. Внутренний конфликт заставил его задуматься: «Тем ли я занимаюсь? Доволен ли я собой?». Ответа не было. Вдохновения тоже.

Кейс 3: Дмитрий, предприниматель



Больше информации и коучинге в бизнесе и жизни в нашем Telegram-канале

Как работает мышление?



В коучинге работа с мышлением – это процесс, направленный на изменение восприятия клиента и расширение его возможностей. Коуч умеет сделать так, чтобы клиент осознал свои цели и ресурсы, освободился от стереотипов и начал принимать самостоятельные решения. Основная задача коуча – не давать советы, а задавать вопросы, которые помогают увидеть, как устроено мышление и как человек принимает решения.

Работа с мышлением включает несколько этапов:


Исследование мыслей и убеждений.

Анализ и ответы на вопросы: «А почему я так думаю? Откуда это убеждение?»

Исследование актуальности убеждений в текущей ситуации.

Поиск новых продвигающих убеждений.



Юлия вместе с мной начала исследовать, что значит быть руководителем. В процессе размышлений она осознала, что, оберегая сотрудников, делает их беспомощными. В ее мышлении это выглядело как проявление заботы. Однако такой подход обесценивал способности сотрудников и мешал их развитию. Юлия поняла, что ее мышление противоречит ее же целям. С этого момента она изменила отношение к своей роли, изменился и подход к постановке задач. Теперь она вовлекала персонал и установила контрольные точки. Но самое ключевое, Юлия переосмыслила себя как руководителя и увидела возможности для роста, составив план развития для себя и своей команды.

Кейс 1. Юлия, HRD


Быстрое и медленное мышление



Нобелевский лауреат и когнитивный психолог Даниэль Канеман сформулировал теорию того, как мы мыслим и воспринимаем окружающий мир. Он считает, что мы принимаем решения при помощи двух режимов мышления – быстрого и медленного.


Быстрое мышление или Система I – это неосознанное принятие решений, житейское. Оно происходит на основании жизненного опыта, инстинктивных и интуитивных импульсов и работает автоматически. Этот режим помогает быстро реагировать на ситуации в условиях неопределенности, однако может приводить к ошибкам, особенно если полагаться только на интуицию, минуя анализ.

Медленное мышление или Система II, ленивое, требующее умственных усилий, по мнению Канемана – это когда люди осознанно анализируют информацию, взвешивают аспекты проблемы, принимают решение на основе внимательного обдумывания. Это исключает предвзятость, минимизирует риски. Однако медленное мышление требует времени, усилий.



Оказалось, в работе Наталье важно было ощущать себя влияющей на управленческие решения руководства. Сбор информации и бизнес-аналитика позволяли ей оказывать помощь топ-руководству в управлении компанией. Однако налаженные бизнес-процессы работали, превосходя ожидания руководства. Наталья обнаружила, что у нее исчез вызов в работе, появилось ощущение остановки в профессиональном росте. Осознав этот механизм мышления и причины своих реакций на происходящее, Наталья сделала вывод, что это не выгорание вовсе. Это «потолок» ее развития на этой должности и в этой компании. Ей стало легче от мысли, что она не выгорела. Она оценила перспективы, риски и возможности и не стала менять работу. На ближайший год она позволила себе сместить фокус в развитии в другую сферу своей жизни.

Кейс 2. Наталья, руководитель среднего звена


Почему важно работать с мышлением?



Работа с мышлением помогает осознать свои ограничивающие убеждения и заменить их на более конструктивные. Конечно это можно попытаться сделать самостоятельно. Но заметить ловушки собственного мышления сложно – примерно так же, как непредвзято оценить себя со стороны. Ведь каждый из нас находится внутри своей системы мышления. Поэтому коучинг – прекрасный инструмент для того, чтобы:


понять свои мысли и справляться со страхами и тревогами, управлять эмоциями;

изменить негативные установки на позитивные и повысить свою самооценку, повысить уверенность;

обрести ясное пониманием своих мыслей и желаний, ставить и достигать цели.





Нет никаких волшебных пилюль и сказочных обещаний. В нашем быстро меняющемся мире умение управлять своим мышлением стало не просто полезным навыком, а необходимостью.



В процессе коучинга Дмитрий размышлял о том, как он хотел бы себя ощущать. Он вспомнил о творческом хобби – написании и исполнении песен. Эта деятельность всегда вдохновляла его. Он осознал, что не простит себя, если не попробует реализоваться в творчестве. Эта мысль стала поворотной. Уйти в бизнес много лет назад его вынудили обстоятельства и финансовая потребность. А теперь, когда он научился управлять этим, его больше волновала не смена ниши в бизнесе, а возможность остаться нереализованным в творчестве. Он почувствовал прилив энергии и желание действовать. Дмитрий расставил приоритеты: пригласил в бизнес операционного директора, сам стал визионером (он хотел ощущать себя как Тони Старк). Так он освободил себе время и сосредоточился на творчестве, направив туда предпринимательскую энергию. Дмитрий обрел новую цель и вдохновение. О коучинге он сказал: «это как на Эверест в домашних тапочках».

Кейс 3. Дмитрий, предприниматель


Резюме



Работа с мышлением – это мощный инструмент для личной трансформации. Она помогает нам осознать страхи и сомнения, заменить их на позитивные установки. Если нужно изменить свою жизнь, начните с работы над мышлением. Изменения требуют времени и усилий, но результаты того стоят! Можно стать тем человеком, которым всегда мечтали быть – уверенным в себе, целеустремленным и счастливым.

Если вы готовы сделать первый шаг к изменениям в своей жизни, подумайте о том, чтобы обратиться к профессиональному коучу. Он поможет вам разобраться в ваших мыслях и найти путь к успеху.





Спасибо, что прочитали нашу статью. Команда Университета Global Coaching всегда готова помочь вам:

узнать больше о коучинге и кому он будет полезен;
— получить коучинговое образование очно и онлайн на Level 1 (ACC), Level 2 (PCC), Level 3 (MCC) по международным стандартам ICF;
— получить специализацию в бизнес и executive коучинге;
— пройти профессиональную подготовку на бизнес-ментора.

А еще мы обучаем коучингу и менторингу в индивидуальном и корпоративном форматах.
В результате обучения вы получите 2 сертификата – международного образца ICF и Национальной федерации профессиональных менторов и коучей, а также диплом об образовании государственного образца.

Подробнее об Университете Global Coaching



Если наша статья был полезной –



Подписывайтесь на наш Telegram. Вы найдете там еще больше новостей об инструментах и применении коучинга в жизни и бизнесе.

10 рабочих программ
Специализация для коучей
Почему выбирают нас?

Хотите получать новости по курсам и скидкам в Университете?

 
10 рабочих программ
Специализация для коучей
Почему выбирают нас?

Хотите получать новости по курсам и скидкам в Университете?

 
Москва +
11 филиалов университета
Мы на связи:
Пнд.-Птн. 10:00-18:00
Вопросы?
Send this to a friend
Приветствую! Это может быть интересно для Вас: Работа с мышлением: на Эверест в домашних тапочках
Ссылка: https://coachuniver.ru/rabota-s-myshleniem-na-jeverest-v-domashnih-tapochkah/