Как помочь собеседнику, который «застрял» в негативной истории
Звонит телефон. Вы узнаете вызывающего абонента и отклоняете звонок, показывая тем самым, что заняты. Через минуту экран заполняют сообщения с пометкой «срочно». Это тот самый друг или член семьи, которому всегда нужно поговорить с вами «прямо сейчас».
Вы знаете это чувство. Человек спешит поделиться с вами чем-то важным, но вы уже наперёд знаете, что тема вам не понравится и что ещё хуже – его история может стать вашей историей, то есть заставит вас обдумывать, кто как поступил, кто прав, кто виноват... В общем, совсем не весело.
Есть множество ситуаций, в которых может возникнуть подобный опыт. В бытовом общении у собеседников часто возникают суждения по поводу истории другого. Для этого уровня разговора также свойственно эмоциональное вовлечение в ситуацию собеседника. Поэтому ниже мы покажем, как можно себя вести в подобных ситуациях и как здесь помогут коучинговые навыки
Итак, друг обращается к вам за помощью в отношениях, в которых кто-то обращается с ним несправедливо. Эти отношения, с вашей точки зрения, действительно разрушительны. Что вы ответите другу? Вам интересно сначала услышать все подробности? Или вы готовы немедленно вмешаться и помочь (как и большинство из нас)?
Мы часто сразу стремимся «спасти» человека, не узнавая, нужно ли ему это на самом деле. Другая ловушка – эмоциональное вовлечение: когда ситуация друга кажется вам знакомой и похожей на вашу собственную историю в прошлом.
Наш разум действительно так работает – когда слышит, видит, чувствует что-то новое, он ищет нечто похожее в прошлом опыте. Когда мы вспоминаем свои истории, происходит нечто гораздо более субъективное, чем прямое воссоздание фактов. Мы плывем по течению в море эмоций.
Часть вас приходит в ярость от того, как обращаются с вашим другом, другая часть вас уже жаждет помочь собеседнику найти решение. Больно наблюдать за несправедливостью, которую творят над тем, кто вам небезразличен, особенно когда это напоминает о собственной борьбе. Вам не терпится прийти им на помощь – дать лучший совет.
И вот вы аккумулируете свою мудрость и формулируете такой совет, который кажется вам бесценным и безупречным. Глубоко внутри вы уверены, что вы правы на 100%. И вдруг - ваша мудрость оказывается недооцененной или даже проигнорированной. Вы пытаете пробудить к реальности сознание друга, но ничего не меняется. Друг всё сильнее погружается в проблему, а вы в чувство разочарования от того, что не смогли помочь.
Что может препятствовать осуществлению изменений?
Возможно, в этот момент ваш друг застрял в точке зрения, которая имеет для него смысл. И хотя у вас ситуация и поведение друга вызывают недоумение, друг остаётся заперт в этой истории. Что она для него значит? Она помогает ему осмыслить свой опыт общения с другим человеком и также даёт ему разные уровни уверенности, ясности, смысла, безопасности..
Life-коучи за годы работы встречаются множеством таких историй:
Страх остаться в одиночестве: некоторые люди верят, что они будут одни до конца своей жизни. Человек, с которым они сейчас, - их единственный шанс. Поэтому они будут делать всё, чтобы поддерживать отношения из страха перед «одиночеством».
Ослепленные светом: преисполненные решимости смотреть на свою ситуацию с оптимизмом, некоторые люди сосредоточивают внимание только на позитивном. Они забывают (или игнорируют) тот факт, что другой человек ведёт себя с ними абьюзивно и часто сомневаются в себе. Люди цепляются за радужные моменты жизни и упускают из виду поведение партнёра, которое приносит только разочарование и обиды.
В то время как ваш друг может застрять в ситуации, вы тоже можете попасть в ловушку собственной истории. Ваш опыт похожей ситуации создаёт линзу, через которую вы видите (слышите) ситуацию друга. И это ограничивает ваше понимание того, что ещё может быть правдой в данной ситуации. Ваш опыт как бы «окрашивает» ситуацию друга в ваши цвета. Одна из самых точных метафор этого состояния - эмоциональный клей. Излишняя «эмоциональная липкость» ограничивает способность видеть за пределами очевидного.
Изменения случаются, когда кто-то может взглянуть на себя, свою ситуацию и других с новой точки зрения. Увидеть что-то по-другому - это часто первый шаг к тому, чтобы по-другому отреагировать.
Собственный опыт является частью набора коучинговых инструментов. Однако одного опыта недостаточно, чтобы изменить много людей. Вы можете вернуться к ситуации – когда вы даёте советы, а они не встречают отклика. Как же тогда сделать прорыв, как подготовить изменения? Можно выйти за рамки точки зрения, которой придерживаетесь вы и ваш собеседник, используя коучинговые инструменты и приёмы.
Если вы похожи на многих из нас, ваша способность придерживаться нейтральной точки зрения и оставаться открытыми к тому, что еще может быть правдой, становится ограниченной, когда в игру вступают эмоции.
Эмоции - это естественная реакция, которая постоянно угрожает нашей способности меняться. Это особенно верно, когда вы эмоционально реагируете на рассказ другого человека или на ситуацию вашей собственной жизни, которая вспомнилась вам
Что делать: возьмите под контроль свой эмоциональный фон. Пробуйте практиковать нейтральное мышление, или нейтральную позицию, во время общения, тогда вы сможете задавать более точные вопросы и быть по-настоящему восприимчивыми к ответам.
Управление эмоциями и использование любопытства для решения проблем других людей - важнейшие шаги к созданию желаемых вами изменений для других.
Это может показаться очевидным, но никогда не помешает остановиться и спросить себя: «Сейчас подходящее время для этого разговора?» Затем, если вы чувствуете разочарование из-за другого человека или из-за чего-то ещё в своей жизни в этот момент, мягко спросите, можете ли вы перенести разговор. Так вы создаёте себе пространство, в котором сможете проявить себя с лучшей стороны.
Подсказка: вероятно, это не то, что кажется на первый взгляд. Человек может попасть в бессмысленную драму. И всё же что-то поддерживает их интерес к участию в этой драме.
Что они получают в этой ситуации? Как это им служит? Распознать, что мы пойманы в ловушку собственной истории, - нелегкое дело. Но как человек, который хочет помочь, у вас есть возможность перейти от ответа на проблему к предложению решения его боли.
Иногда люди разрабатывают стратегии выживания, такие как изнурительная работа или деструктивные отношения. Тяжело поверить, но это правда. Иногда нам легче проживать то, что нас разрушает, чем чувствовать себя одиноким.
Правда в том, что иногда это вовсе не вы. В такие моменты лучший способ помочь собеседнику - направить его к тому, кто поговорит с ним по-другому. Иногда другу нужен «незнакомец» или кто-то, у кого нет с ним глубокой дружеской или семейной связи, чтобы прорваться сквозь дебри убеждений и пробудить в нём желание выйти из нынешней ситуации.
Как коучи, мы обычно входим в историю именно здесь. Мы те сторонние нейтральные помощники, которые помогают другим увидеть то, чего они не могут увидеть сами.
Источник: https://coachtrainingworld.com/changing-others-the-impossible-conversation/
Навыки коучинга – современный must have, поскольку их применение помогает людям стать более эффективными коммуникаторами. Это проявляется и в жизни, и в рабочем контексте. Обучение коучингу – это про саморазвитие, про работу над собой, про стремление и желание быть лучше себя вчерашнего. Даже если вы никогда не планировали становиться коучем, если хотите продолжить развиваться в той профессиональной области, в которой трудитесь, коучинг изменит вашу жизнь и позволит оказывать помощь вашим собеседникам в поиске решения задач и проблем.
Коучинг - это интересная и ответственная миссия, в которой люди доверяют вам своё эмоциональное и физическое благополучие. Начните применять с профессиональной международной программы, обучающей базовым компетенциям коуча – золотому стандарту ICF (Международной федерации коучинга) – «Коучинг нового мышления» ACSTH ICF.
Международный сертификат ICF, который котируется в любой точке мира. Вы можете работать коучем в любой стране;
Практические навыки, которые будут отработаны на программе обучения. По завершении программы вы будете уверенным коучем, который будет знать и понимать, как вести коуч-сессии по компетенциям ICF, будете владеть инструментами и технологиями коучинга.
Личные изменения: во время обучения вы отработаете 20+ собственных запросов.
HR-специалисты, бизнес-тренеры, руководители учебных отделов, психологи, бизнес-консультанты. Для тех, кто работает с людьми и хочет найти новые способы эффективного решения кадровых вопросов. В фокусе: социальные коммуникации и выход за пределы сознательных ограничений.
Новая профессия. Для тех, кто имеет возможность, талант и внутреннюю потребность помогать другим людям. Знания коуча будут полезны в оказании гармоничной помощи увидеть мир по-другому.
Для директоров компаний, руководителей подразделений, предпринимателей. Для тех, кто желает рационально использовать трудовой ресурс и иметь возможность быстро решать возникающие проблемы.
Для людей, желающих получить личностный рост и развитие. Овладеть практикой взглянуть на цели в работе и отношениях, а также на жизненные задачи выше, глубже, нестандартнее.
Зарегистрируйтесь на программу