Часто от руководителей, которые интересуются нашими программами, мы слышим такие слова: «Коллеги и подчинённые обращаются ко мне за советом. Я понимаю, что могу помочь, и хочу помочь, но я не хочу говорить им, что делать». Так звучит запрос на умение быть ментором – развивающим наставником. Современная (недирективная) модель менторинга для людей, которые видят ценность в том, чтобы помогать расти другим, чтобы развиваться благодаря партнёрскому (на равных) общению с подопечным.

Менторы могут давать ценные советы, но они не должны давать абсолютных ответов. Задача ментора - умело использовать сократовский метод* для стимулирования критического мышления собеседника.

Как это делать?

Три принципа ментора для стимулирования мышления и генерации идей менти.

1. Создайте больше идей

Генерируйте как можно больше идей без суждения или оценки. Когда дело доходит до решения проблемы или касается карьерного роста, возможных путей гораздо больше, чем сразу видно. Некоторые варианты могут показаться недостижимыми или непривлекательными, но в любом случае их нужно включить в общий список. Создайте огромный «шведский стол идей и возможностей». Это помогает исследовать идеи и опыт из разных источников.

Когда ваша цель найти некое новое решение, можете воспользоваться такой структурой:

Уровень I

В центре – размышление человека над собственными знаниями и опытом. Ментор для стимулирования мышления подопечного (менти) может задать такие вопросы:

«Как выглядело лучшее, что вы когда-либо делали в этом направлении? Что именно тогда вы сделали хорошо?

«Когда вы достигали больших успехов в своей карьере раньше? Что вам тогда помогло? Что еще?"

«Когда вы принимали карьерные решения раньше, что помогало вам найти правильный ответ?»

Уровень II

Исследуем знания и опыт других людей:

«Кого ещё вы знаете, кто сделал такую карьеру, которую вы желаете? Какие стратегии использовали эти люди?»

Уровень III

Знания и опыт ментора. У вас как ментора есть полезный опыт и мудрость, и сотрудники хотят это услышать. Как предложить свои знания, чтобы менти воспринял их и воспользовался ими, расскажем ниже.

2. Начните с идей сотрудника

Человек с большей охотой приступает к выполнению идей, если они являются продуктом его собственного мышления. Поэтому сначала берите с вашего импровизированного «шведского стола» решения, которые предложил ваш подопечный, и исследуйте их.

Что может случиться, если ментор сразу начнёт исследовать свои идеи? Если вы сразу начнёте описывать преимущества своей идеи, то менти, скорее всего, ответит: «Я попробовал это, но не сработало» или «Это не сработает» или «У меня нет времени на это».

Вы когда-нибудь пытались похудеть? У тех, кто пробовал это много раз, нет недостатка в понимании того, как похудеть. Спросите 100 разных людей, и вы услышите 100 разных впечатлений. Проницательность колеблется от еды с низким содержанием углеводов до клубов для похудения, соблюдения поста и участия в марафонах по бегу. И каждый вариант возможен. Но если вы собираетесь похудеть, то есть всего несколько способов, которые подходят лично вам и которые вы действительно хотите попробовать. А все остальные варианты не смогут мотивировать вас сбросить вес.

Допустим, вы идёте к своему ментору, чтобы обсудить вопрос похудения, и он начинает делиться своим опытом потери четырех камней, которые у него обнаружили в почках, благодаря смене рациона питания. Подумайте, как бы вы поступили, услышав это. Предположу, что вы спросите о деталях диеты, которую соблюдает ваш ментор, думая: «Я попробую, потому что мой ментор говорит, что это может быть решением и для меня». Вы запишите диету и вряд ли будете соблюдать. Или перестанете слушать, думая: «Для него всё в порядке, но для меня это никогда не сработает». В любом случае, у вас не будет сил и воли, чтобы действовать и терять вес.

Представьте себе другой сценарий. На этот раз, когда вы идёте к ментору, он говорит: «Я рад поделиться своим опытом. Но прежде давайте обсудим ваши мысли. Вы упомянули, что похудели в прошлом, что помогло тогда?»

Ментор слушает и задает вам вопросы: «А как насчёт друзей и семьи? Вы знаете кого-нибудь еще, кто похудел?» И тут вы генерируете совершенно новый набор идей, основанный на том, что вы знаете о других, тех, кто уже прошёл этот путь.

Наконец, ментор говорит: «У меня тоже есть опыт похудения. Я хотел бы поделиться своими соображениями, если вам интересно. Я подсчитывал калории, бегал и поставил себе цель (похудеть к свадьбе). Ещё мне помогла еда с низким содержанием углеводов, отказ от алкоголя и шоколада».

Перед вами теперь несколько разных способов похудения (ваши собственные; ваших друзей или каких-то знаменитых личностей и вашего ментора). Выбор за вами. Ментор не настаивает на своём мнении, он просто рассказал о том, что помогло ему.

Возвращаемся из роли менти, который хочет похудеть, в роль ментора. И здесь мы с вами плавно переходим к третьему принципу, который пригодится вам как менторам…

3. Поделитесь своими мыслями так, чтобы менти мог их отклонить

Если кто-то решил поговорить с вами о своей карьере или считает вас ментором, значит, он наградил вас определенной степенью авторитета и уважения. Он, скорее всего, будет воспринимать ваши идеи как «советы экспертов», даже если вы не собираетесь их преподносить таким образом. Чтобы избежать данной ситуации, убедитесь, что собеседник может отклонить ваш вариант решения как неподходящий ему.

Вот несколько идей о том, как это сделать:

Спросить разрешение. Например, сказать «хотите предложение?» Маловероятно, что человек скажет «Нет», но, по крайней мере, вы покажете, что предлагаете идею, а не сообщаете императив.

Используйте предостережение. Когда вы рассказываете историю из своего опыта, полезным предисловием может быть фраза: «Это может не сработать для вас, но я сделал так…»

Предлагайте идеи от третьих лиц. Вы можете сказать: «Я знал кого-то, кто всегда занимался такими вещами, как эта…» Преимущество здесь состоит в том, что собеседник, скорее всего, откажется от идеи, если в комнате нет третьего лица.

Предлагайте идеи из удаленного источника. Например, «Джон Лис написал много статей на эту тему, и он предлагает решать это так…». Такое построение фразы вселяет доверие к идее эксперта, и всё же менти проще отклонить такой вариант, если он не подходит.

Пример с желанием похудеть достаточно универсален, однако те же принципы применимы к карьерным вызовам и проблемам бизнеса.

Что вы думаете на этот счёт?

Если вы хотите освоить менторинг на профессиональном уровне, знать и понимать, как вести сессии, как развивать в себе ментор-компетенции, чтобы быть полезным наставником для своего персонала, если вы хотите создать систему передачи ценного опыта внутри компании и «воспитать» будущих лидеров организации из числа талантливых сотрудников, участвуйте в программе «Менторинг в бизнесе» CCE ICF.

Ценность программы в её практической направленности: участники осваивают структуры проведения ментор-сессий, узнают, как вести себя с менти, как выявлять запрос на менторинг, как предлагать свой опыт, чтобы он был воспринят, и как правильно завершать сотрудничество - в процессе обучения все эти позиции отрабатываются студентами в парах и тройках.

Кроме того, курс содержит пошаговую программу внедрения менторинга в компанию с примерами, комментариями и рекомендация зарубежных экспертов-практиков менторинга (это переводные материалы наших Британских партнёров) – в общем доступе этой информации нет.

Узнайте больше о программе и зарегистрируйтесь!

*Метод Сократа - метод, названный в честь древнегреческого философа Сократа, основывающийся на проведении диалога между двумя индивидуумами, для которых истина и знания не даны в готовом виде, а представляют собой проблему и предполагают поиск. - ru.wikipedia.org

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Расписание
Москва +
11 филиалов университета
Мы на связи:
Пнд.-Птн. 10:00-18:00
Вопросы?
Send this to a friend
Приветствую! Это может быть интересно для Вас: Роль ментора: как давать советы
Ссылка: https://coachuniver.ru/rol-mentora-kak-davat-sovety/