О том, что стоит предусмотреть в программе менторинга
Если в период глобальных потрясений, неопределённости и стремительных изменений, вы полны решимости двигаться вперёд, то рекомендуем рассмотреть мощный инструмент роста, а именно, менторинг. Менторинг хорош тем, что развиваются в нём оба партнёра – и ментор, и менти.
Организации, которые занимаются менторингом, награждаются более высоким уровнем вовлеченности сотрудников, их удержания и обмена знаниями. 71% компаний из списка Fortune 500 предлагают программы менторинга для своих сотрудников.
Менторинг не является волшебной палочкой, которая автоматически создает успех. Правда в том, что эффективный менторинг требует усилий, а создание успешных менторских отношений требует определенных навыков и структуры как от ментора, так и от менти. Успех приходит, когда обе стороны берут на себя ответственность за результат. Успех приходит, когда в программе менторинга поработаны три ключевых компонента:
Ментор;
Менти (подопечный, ученик);
Ментор-отношения.
Хороший ментор – это всегда больше, чем просто успешный человек. Это человек, у которого есть склонность и желание развивать других людей. Менторинг требует готовности размышлять и делиться личным опытом, в том числе, неудачами.
Какие качества искать у ментора:
Желание развиваться, помогать другим, заинтересованность в том, чтобы помогать кому-то без какого-либо «официального» вознаграждения. Менторы делают это, потому что искренне хотят, чтобы кто-то еще добился успеха.
Способность вкладывать время и энергию в отношения менторинга. Благих намерений недостаточно - менторинг требует времени!
Актуальные отраслевые или организационные знания, опыт и навыки. Лучшие менторы обладают глубокими знаниями в области, которую менти желает развивать.
Готовность делиться неудачами и личными историями - «как я поступил правильно» и «как я поступил неправильно» - оба опыта предоставляют ценные возможности для обучения.
Рост мышления и обучения. Лучшие учителя всегда были и будут теми, кто остаётся любознательным менти - кто всегда стремится углубить свои знания.
Умение развивать других. Это качество включает в себя навыки: активного слушания, задавания мощных открытых вопросов, саморефлексии, обеспечения обратной связи и другие.
Так же, как есть определенные характеристики успешного ментора, есть качества, которые делают человека хорошим менти. Подопечные должны помнить, что менторы помогают им по доброй воле, и стараться быть хорошим подопечным – это лучший способ обеспечить здоровое целенаправленное партнёрство.
Какие навыки искать у менти:
Стремление к расширению своих возможностей и ориентация на достижение профессиональных результатов.
Понимание своих карьерных целей, потребностей и желаний. Менторинг - это не терапия, где результат зачастую зависит от доктора, подопечные несут ответственность наравне с менторами за создание программы менторинга, поэтому менти должны четко понимать, что они надеются получить от участия в программе.
Готовность обратиться за помощью, показать свою уязвимость и изучить различные пути и перспективы. Подопечные должны быть открыты и восприимчивы к обучению и реализации новых идей. Ни один ментор не хочет советовать кому-то, кто не открыт для обучения!
Умеет просить и принимать обратную связь, а также действовать в соответствии с ней.
Ответственен за результат. Менторы хотят видеть движение и рост. Если вы говорите, что собираетесь что-то сделать, то сделайте это! Сидеть в стороне в менторских отношениях не получится.
Готовность, желание и возможность регулярно встречаться. Для развития отношений требуется время, поэтому подопечным также стоит быть приверженными выполнению своих обязательств.
Отношения менторинга должны управляться и развиваться. Это совместное предприятие, которое требует от обеих сторон активного участия. Шансы на создание и поддержание успешных отношений менторинга повышаются за счет применения нескольких простых практик:
1. Структура партнёрства.
Потратьте время на обсуждение структуры отношений. Сообщите сторонам общее понимание процесса отношений. Это означает обсуждение и формулирование таких вещей, как:
Встречи: где, когда и как часто проходят? Встречаетесь лично, по телефону или Skype
Конфиденциальность: чем поделиться, а чем нет?
Обратная связь: каковы ожидания от предоставления и получения обратной связи?
Цели и ответственность: что каждая сторона хотела бы получить от этого опыта? Как ученик хочет, чтобы ментор привлек его к ответственности? Как ментор хочет, чтобы менти привлекал его к ответственности?
2. Познакомьтесь друг с другом.
Отношения менторинга похожи на любые другие отношения - для их развития требуется время. И, как и другие отношения, они будут расти быстрее и сильнее, если обе стороны найдут время, чтобы узнать друг друга. Не поддавайтесь искушению погрузиться с головой в решение карьерных проблем и консультирование. Создайте доверие, узнав друг о друге!
3. Установите повестку дня.
Обе стороны должны четко понимать цель и направленность менторинга. Ментор и менти должны чётко сформулировать, что они надеются получить из опыта. А также партнёрам следует ставить одну конкретную задачу на каждую сессию в рамках одной большой цели (запроса) всего сотрудничества. Исследуя и решая по одному вопросу на каждой сессии, вы быстрее достигнете результата.
4. Запрашивайте обратную связь.
Каждые несколько встреч один или оба партнёра должны спрашивать: «Как вы считаете, в чём мы продвинулись? Что было полезно? Что не полезно? Что я могу сделать по-другому, чтобы для вас это было более ценно?» Как бы неловко это ни казалось, если вы будете давать друг другу обратную связь, отношения будут работать на вас обоих.
5. Искусство завершать отношения.
Если вы являетесь частью официальных отношений менторинга или договорились о конкретном количестве встреч, найдите время, чтобы корректно завершить сотрудничество. Здесь важно, чтобы каждый осознал результаты, а менти исследовал стратегию будущего роста. Каждая сторона должна задуматься и оценить:
Что было наиболее полезным?
Что вы нашли наиболее ценным?
За что ты больше всего благодарен?
Будьте конкретны и искренни в отношении того, что вы узнали и получили из опыта.
Менторинг - это прекрасная возможность доставить полезный и потенциально изменяющий жизнь опыт как ментору, так и менти. Это одна из самых важных вещей, которые человек может сделать, чтобы улучшить свою карьеру и профессиональную жизнь. Это требует времени и усилий, но оно того стоит. Являетесь ли вы ментором или менти, менторинг - это беспроигрышный вариант для вашей карьеры.
Приглашаем на практическую программу «Менторинг в бизнесе» CCE ICF – это первая в России международная программа на тему менторинга (развивающего наставничества), целью которой является внедрение менторинга в бизнес.
Ключевые результаты программы:
Освоение технологии создания системы менторинга в организации на профессиональном уровне;
Усиление своего лидерства и интеграции навыков менторинга в свой стиль управления;
Личный рост: освоение компетенций коуча и коучинговых инструментов как современных способов развития человека в глобальном мире.
Программа стартует в формате онлайн 22 мая 2020 года. Регистрируйтесь на программу