все больше и больше набирает популярность в мире и в России в частности.
На данный момент под словом «coaching» понимается огромное количество практик, моделей, теорий и техник работы с клиентом самой различной направленности. Особенно в России под коучингом понимается все что угодно, и среди населения существует очень много мифов, неверных представлений и предвзятых мнений относительной коучинга. Сейчас коучинг в России находится только на этапе своего становления, поэтому особенно важным является разработка стандартов профессии и программ обучения по ней.
В данной статье речь пойдет о «коучинге высокой эффективности», построенном на классической теории коучинга Тимоти Голви и практическом опыте бизнес-коучей Англии. Согласно определению Международной федерации коучинга (International Coach Federation), «Профессиональный коучинг — это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам добиваться реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни. Посредством процесса коучинга клиенты углубляют свою осознанность, повышают личную эффективность и качество жизни». Коучинг зарекомендовал себя как эффективный инструмент работы с самомотивацией, целеполаганием, раскрытием потенциала, управлением персонала, повышением эффективности деятельности людей и организаций, развитием воможностного мышления и креативности, а также повышением осознания глубинных ценностей личности.
Для успешной практики профессиональный коуч обязан уметь пользоваться эффективными инструментами управления собой, собственным эмоциональным состоянием и поведением. Это требование отражено в 11 компетенциях Международной федерации коучинга (ICF).Данные 11 ключевых компетенций коуча были разработаны для того, чтобы способствовать лучшему пониманию навыков и подходов в современном коучинге. они являются основой проведения экзаменов в процессе сертификации коучей.
1. Соответствие этическим нормам и профессиональным стандартам;
2. Заключение коучингового соглашения (способность понять, что требуется при каждом конкретном взаимодействии с клиентом во время коучинга);
3. Установление доверительных отношений с клиентом (умение создать обстановку безопасности и поддержки, обеспечивающую постоянное взаимное уважение и доверие);
4. Коучинговое присутствие (способность быть полностью осознанным и создавать непринужденные отношения с клиентом, демонстрируя открытую, гибкую и уверенную манеру поведения);
5. Активное слушание (умение полностью сконцентрироваться на том, что говорит и о чем умалчивает клиент, понять смысл сказанного в контексте желаний клиента и поддержать процесс высказывания клиентом своих чувств и мыслей);
6. Постановка «сильных вопросов» (способность задавать вопросы, провоцирующие совершение открытий, озарений, порождающих большую ясность, видение новых возможностей, продвигающих клиента по направлению к желаемому);
7. Прямое общение (способность эффективно общаться и пользоваться тем языком, который производит наибольшее позитивное воздействие на клиента);
8. Стимулирование осознания (помогает клиенту добиться более глубокого понимания, осознания и ясности, открывать новые для себя мысли, убеждения, ощущения, эмоции, паттерны поведения, видеть более широкие перспективы и т.д.);
9. Проектирование действий (умение создать совместно с клиентом возможности для новых действий);
10. Планирование и постановка целей (умение разработать эффективный для клиента план коучинга и соблюдать его);
11. Управление прогрессом и ответственностью (умение удерживать внимание на том, что важно клиенту и оставлять ответственность клиенту совершать действия).
Развитие эмоционального интеллекта – необходимое условие для успешной практики коуча.
Исследования эмоционального интеллекта представляют интерес для коучингового сообщества и бизнес-сообщества, а также всех специалистов, оказывающих психологические, психотерапевтические, образовательные, консультационный и пр. услуги в сфере человек-человек. Эмоциональный интеллект – это ресурс для коуча и основа всех 11 компетенций.
В широком смысле, эмоциональный интеллект (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. По менее научному определению С. Дж. Стейна и Говарда Бука, эмоциональный интеллект «является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным».
Практически все ключевые компетенции коуча напрямую связаны с эмоциональным интеллектом коуча и задействуют его. Профессиональный коуч обязан уметь пользоваться эффективными инструментами управления собой, собственным эмоциональным состоянием и поведением.
одно из самых важных качеств профессионального коуча, необходимый для формирования эффективной коуч-сессии. Высокая степень осознанности выражается в том, что, коуч осознает эмоциональное состояние, поведение, реакции тела и мысли и свои, и клиента; способен направить свои действия, эмоции и мысли на успех клиента и способен вовлечь в состояние осознанности самого клиента.
Умение выбирать эмоциональную реакцию и управлять ею пригодиться в течение коуч-сессии, так как клиент говорит и ведет себя не всегда так, как ожидал коуч.
Создание доверия — базовый навык профессионального коуча. Однако создать долгосрочные доверительные отношения возможно только при одном условии — если коуч научился полностью доверять себе и своим решениям.
Ответственность коуча — управлять собой, принимать себя и клиента, понимать что происходит с процессом и клиентом.
Идентификация эмоций, их восприятие и выражение, напрямую задействованы в техниках раппорта (установления контакта) за счет качественной подстройки к клиенту, отзеркаливания клиента через эмпатию, использования его слов, выражений, ритма и тона голоса, корректное выражение эмоций для выдачи прямой обратной связи.
В процессе так называемого «активного слушания», коуч концентрирует внимание на клиенте и его планах, а не на своих планах, придуманных для клиента. Коуч слышит, что заботит клиента, каковы его сомнения, цели, ценности и убеждения. Проводит и отмечает различия между словами, интонацией и языком тела, а также сверяется с клиентом, резюмируя услышанную информацию. Поддерживает и вдохновляет, принимает, изучает и способствует усилению выражения клиентом его чувств, восприятия, озабоченности, убеждений, предположений и т.д.
Ключевым отличием коучинга от других направлений тренерства или консультирования, является так называемая «коуч-позиция» – эта позиция при которой коуч диссоциирует то, о чем говорит клиент, от своего личного опыта, не оценивает и не дает своих интерпретаций, а также не навязывает свои решения клиенту. Таким образом, коуч-позиция – это обеспечение максимальной свободы клиента в поиске решений. Это способность коуча видеть ситуацию и глубоко слышать и понимать клиента, распознавать его истинные ценности и потребности, при этом полностью абстрагироваться от проектирования своих собственных вариантов действий, реакций и чувств в подобных ситуациях. Чтобы диссоциироваться от своих мыслей и проекций и не «вариться в одном котле» с клиентом в процессе его мышления, но при этом оставаться с ним в потоке и управлять течением сессии, необходим навык, который оттачивается долгое время. И здесь эмоциональный интеллект – этот тот ресурс, на основе которого строится весь навык коуч-позиции и от качества которого зависит вся коуч- сессия.
В коучинговых процессах широко используются эмоции при техниках визуализации (например, вопросы-сдвиги, когда нужно представить себя в будущем), работы с состояниями, работы со страхами, убеждениями, мотивацией и ценностями (важностью той или иной цели).
Коуч управляет не только своими эмоциями, но и эмоциями клиента, сознательно предлагая ему переход от одной эмоции к другой с целью решения определенных сессией задач, фокусирует клиента на задаче (результате), использует метафоры и язык клиента для достижения глубокой связи клиента с самим собой внутри его собственного мышления.
Очень важная обязанность коуча состоит также и в том, чтобы уметь поддерживать себя в ресурсном состоянии для того, чтобы быть максимально полезным для своих клиентов. Если коуч пришел на сессию уставшим, голодным, расстроенным, занятым своими проблемами или эмоционально «выжатым», то качество коуч-сессии значительно снизится. И здесь необходимо постоянно отслеживать свое состояние и знать, что именно заряжает на ресурсное состояние. Для каждого человека это будет свой метод. Кому-то нужна тишина и книга, а кому-то шумная вечеринка. Знание своих ресурсов и умение их поддерживать – это тоже часть эмоционального интеллекта.
можно сделать вывод, что эмоциональный интеллект – основа для формирования и применения 11 компетенций коуча (ICF). Без развития эмоционального интеллекта невозможно повышение мастерства коуча и достижения эффективного результата клиентом. Таким образом, умение коуча управлять эмоциями является залогом успеха коуч-сессии для клиента. Для начинающих коучей очень важно знать уровень своего эмоционального интеллекта и «проблемные зоны», над которыми необходимо трудиться в первую очередь для повышения качества свое работы.
(коуч ACSTH ICF, выпускница Международного Университета Global Coaching г. Хабаровск)
Хотите больше разобраться в основах коучинга и стать максимально эффективным для своих клиентов??
Успейте зарегистрироваться на первый в России очный семинар Gorka Bartolome (MCC ICF)
Количество мест участника ограниченно! Узнать подробности и зарегистрироваться: +79645833273
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.