все больше и больше набирает популярность в мире и в России в частности.
На данный момент под словом «coaching» понимается огромное количество практик, моделей, теорий и техник работы с клиентом самой различной направленности. Особенно в России под коучингом понимается все что угодно, и среди населения существует очень много мифов, неверных представлений и предвзятых мнений относительной коучинга. Сейчас коучинг в России находится только на этапе своего становления, поэтому особенно важным является разработка стандартов профессии и программ обучения по ней.
В данной статье речь пойдет о «коучинге высокой эффективности», построенном на классической теории коучинга Тимоти Голви и практическом опыте бизнес-коучей Англии. Согласно определению Международной федерации коучинга (International Coach Federation), «Профессиональный коучинг — это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам добиваться реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни. Посредством процесса коучинга клиенты углубляют свою осознанность, повышают личную эффективность и качество жизни». Коучинг зарекомендовал себя как эффективный инструмент работы с самомотивацией, целеполаганием, раскрытием потенциала, управлением персонала, повышением эффективности деятельности людей и организаций, развитием воможностного мышления и креативности, а также повышением осознания глубинных ценностей личности.
Для успешной практики профессиональный коуч обязан уметь пользоваться эффективными инструментами управления собой, собственным эмоциональным состоянием и поведением. Это требование отражено в 11 компетенциях Международной федерации коучинга (ICF).Данные 11 ключевых компетенций коуча были разработаны для того, чтобы способствовать лучшему пониманию навыков и подходов в современном коучинге. они являются основой проведения экзаменов в процессе сертификации коучей.
1. Соответствие этическим нормам и профессиональным стандартам;
2. Заключение коучингового соглашения (способность понять, что требуется при каждом конкретном взаимодействии с клиентом во время коучинга);
3. Установление доверительных отношений с клиентом (умение создать обстановку безопасности и поддержки, обеспечивающую постоянное взаимное уважение и доверие);
4. Коучинговое присутствие (способность быть полностью осознанным и создавать непринужденные отношения с клиентом, демонстрируя открытую, гибкую и уверенную манеру поведения);
5. Активное слушание (умение полностью сконцентрироваться на том, что говорит и о чем умалчивает клиент, понять смысл сказанного в контексте желаний клиента и поддержать процесс высказывания клиентом своих чувств и мыслей);
6. Постановка «сильных вопросов» (способность задавать вопросы, провоцирующие совершение открытий, озарений, порождающих большую ясность, видение новых возможностей, продвигающих клиента по направлению к желаемому);
7. Прямое общение (способность эффективно общаться и пользоваться тем языком, который производит наибольшее позитивное воздействие на клиента);
8. Стимулирование осознания (помогает клиенту добиться более глубокого понимания, осознания и ясности, открывать новые для себя мысли, убеждения, ощущения, эмоции, паттерны поведения, видеть более широкие перспективы и т.д.);
9. Проектирование действий (умение создать совместно с клиентом возможности для новых действий);
10. Планирование и постановка целей (умение разработать эффективный для клиента план коучинга и соблюдать его);
11. Управление прогрессом и ответственностью (умение удерживать внимание на том, что важно клиенту и оставлять ответственность клиенту совершать действия).
Развитие эмоционального интеллекта – необходимое условие для успешной практики коуча.
Исследования эмоционального интеллекта представляют интерес для коучингового сообщества и бизнес-сообщества, а также всех специалистов, оказывающих психологические, психотерапевтические, образовательные, консультационный и пр. услуги в сфере человек-человек. Эмоциональный интеллект – это ресурс для коуча и основа всех 11 компетенций.
В широком смысле, эмоциональный интеллект (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. По менее научному определению С. Дж. Стейна и Говарда Бука, эмоциональный интеллект «является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным».
Практически все ключевые компетенции коуча напрямую связаны с эмоциональным интеллектом коуча и задействуют его. Профессиональный коуч обязан уметь пользоваться эффективными инструментами управления собой, собственным эмоциональным состоянием и поведением.
одно из самых важных качеств профессионального коуча, необходимый для формирования эффективной коуч-сессии. Высокая степень осознанности выражается в том, что, коуч осознает эмоциональное состояние, поведение, реакции тела и мысли и свои, и клиента; способен направить свои действия, эмоции и мысли на успех клиента и способен вовлечь в состояние осознанности самого клиента.
Умение выбирать эмоциональную реакцию и управлять ею пригодиться в течение коуч-сессии, так как клиент говорит и ведет себя не всегда так, как ожидал коуч.
Создание доверия — базовый навык профессионального коуча. Однако создать долгосрочные доверительные отношения возможно только при одном условии — если коуч научился полностью доверять себе и своим решениям.
Ответственность коуча — управлять собой, принимать себя и клиента, понимать что происходит с процессом и клиентом.
Идентификация эмоций, их восприятие и выражение, напрямую задействованы в техниках раппорта (установления контакта) за счет качественной подстройки к клиенту, отзеркаливания клиента через эмпатию, использования его слов, выражений, ритма и тона голоса, корректное выражение эмоций для выдачи прямой обратной связи.
В процессе так называемого «активного слушания», коуч концентрирует внимание на клиенте и его планах, а не на своих планах, придуманных для клиента. Коуч слышит, что заботит клиента, каковы его сомнения, цели, ценности и убеждения. Проводит и отмечает различия между словами, интонацией и языком тела, а также сверяется с клиентом, резюмируя услышанную информацию. Поддерживает и вдохновляет, принимает, изучает и способствует усилению выражения клиентом его чувств, восприятия, озабоченности, убеждений, предположений и т.д.
Ключевым отличием коучинга от других направлений тренерства или консультирования, является так называемая «коуч-позиция» – эта позиция при которой коуч диссоциирует то, о чем говорит клиент, от своего личного опыта, не оценивает и не дает своих интерпретаций, а также не навязывает свои решения клиенту. Таким образом, коуч-позиция – это обеспечение максимальной свободы клиента в поиске решений. Это способность коуча видеть ситуацию и глубоко слышать и понимать клиента, распознавать его истинные ценности и потребности, при этом полностью абстрагироваться от проектирования своих собственных вариантов действий, реакций и чувств в подобных ситуациях. Чтобы диссоциироваться от своих мыслей и проекций и не «вариться в одном котле» с клиентом в процессе его мышления, но при этом оставаться с ним в потоке и управлять течением сессии, необходим навык, который оттачивается долгое время. И здесь эмоциональный интеллект – этот тот ресурс, на основе которого строится весь навык коуч-позиции и от качества которого зависит вся коуч- сессия.
В коучинговых процессах широко используются эмоции при техниках визуализации (например, вопросы-сдвиги, когда нужно представить себя в будущем), работы с состояниями, работы со страхами, убеждениями, мотивацией и ценностями (важностью той или иной цели).
Коуч управляет не только своими эмоциями, но и эмоциями клиента, сознательно предлагая ему переход от одной эмоции к другой с целью решения определенных сессией задач, фокусирует клиента на задаче (результате), использует метафоры и язык клиента для достижения глубокой связи клиента с самим собой внутри его собственного мышления.
Очень важная обязанность коуча состоит также и в том, чтобы уметь поддерживать себя в ресурсном состоянии для того, чтобы быть максимально полезным для своих клиентов. Если коуч пришел на сессию уставшим, голодным, расстроенным, занятым своими проблемами или эмоционально «выжатым», то качество коуч-сессии значительно снизится. И здесь необходимо постоянно отслеживать свое состояние и знать, что именно заряжает на ресурсное состояние. Для каждого человека это будет свой метод. Кому-то нужна тишина и книга, а кому-то шумная вечеринка. Знание своих ресурсов и умение их поддерживать – это тоже часть эмоционального интеллекта.
можно сделать вывод, что эмоциональный интеллект – основа для формирования и применения 11 компетенций коуча (ICF). Без развития эмоционального интеллекта невозможно повышение мастерства коуча и достижения эффективного результата клиентом. Таким образом, умение коуча управлять эмоциями является залогом успеха коуч-сессии для клиента. Для начинающих коучей очень важно знать уровень своего эмоционального интеллекта и «проблемные зоны», над которыми необходимо трудиться в первую очередь для повышения качества свое работы.
(коуч ACSTH ICF, выпускница Международного Университета Global Coaching г. Хабаровск)
Хотите больше разобраться в основах коучинга и стать максимально эффективным для своих клиентов??
Успейте зарегистрироваться на первый в России очный семинар Gorka Bartolome (MCC ICF)
Количество мест участника ограниченно! Узнать подробности и зарегистрироваться: +79645833273