4 полезных навыка профессионала в коуч-менторинге
Когда перед коучём встаёт вопрос, чем ему дальше/ещё заниматься в коучинге, одним из вариантов для рассмотрения становится дополнительная специализация ментора для коллег-коучей. В этой статье мы собрали 4 ключевых, на наш взгляд, навыка, которыми обладают профессиональные менторы в коучинге.
Технологии асессмента (оценивания) в коучинге довольно чёткие в настоящий момент. Для каждой компетенции прописаны маркеры – примеры поведения коуча в сессии. Причём описаны примеры не только проявления компетенции, но и примеры поведения, за которые коуч не получит зачёт на экзамене по данной компетенции.
Профессиональные менторы в коучинге понимают все поведенческие нюансы проявления/не проявления компетенций коуча и видят (слышат) маркеры каждой компетенции в сессии клиента.
Это умение даёт ответ на вопрос, почему профессионалы ищут специального образования в менторинге, тем более в коуч-менторинге. Ментору в коучинге предстоит объяснить коучу, какому уровню квалификации сейчас соответствует его коуч-сессия. Это опасно тем, что в процессе передачи обратной связи, можно преподнести информацию так, что развитие коуча прекратится, и он с головой уйдёт в неполезный для себя самоанализ. Коуч начнёт искать изъяны в себе, рассуждать, что с ним не так, раз у ментора сложилось такое мнение.
Коуч-менторы умеют сообщать обратную связь с опорой на факты. Это делает их отзывы корректными, нетравматичнными и развивающими.
Практикуя коучинг, вы могли поймать себя на мысли, что клиент может сильнее продвинуться, если его поддержать советом. Коуч, чтобы остаться в рамках своей роли, промолчит в такой ситуации, но для ментора предложение своих рекомендаций - это часть его роли.
Навык не исчерпывается выгрузкой информации на определённую тему, он, скорее, о том, как ментору предложить свой опыт менти, чтобы знания точно были восприняты. Умение делиться опытом в менторинге означает такую передачу знаний, в результате которой менти воспринимает и понимает суть рекомендации, за счёт менторской поддержки переосмысливает информацию, знания ментора «накладываются» на опыт менти, и опыт ментора становится личным опытом менти.
Практика менторов с менти не всегда укладывается в схему цель-план-результат, реальность вносит в процесс свои коррективы. Не всё всегда соответствует плану: у ментора может быть нехватка информации в какой-либо теме, нет достаточного опыта в вопросе, важном для движения к цели. Коучу может быть необходима человеческая, моральная поддержка от более опытного коллеги. В этом и помогает клиентам ментор.
В частности, умение менторов работать с ограничивающими убеждениями стимулирует развитие большей осознанности менти, подготавливает его инсайты и личные открытия. Ментор, выбирая позицию «мне не безразлично», делает вклад в дальнейшую смену убеждений менти. О способах работы с убеждениями менти, мы писали в статье «Игры мозга».
Приглашаем вас на обучение в Международный университет Global Coaching на программу «Менторинг (коуч как ментор)» CCE ICF . Среди преимуществ программы - возможность работать ментором не только с коллегами-коучами, но и с бизнес-клиентами, например. Менторинг – это не только об умении анализировать сессии ученика на основе компетенций ICF, это ещё и о мудрости, о более эффективных моделях мышления, которые позволяют ментору:
развивать свою основную специальность (коуча);
помогать развиваться коллегам (коучам);
оказывать профессиональную поддержку в решении личных и производственных задач любым своим клиентам (не коучам).
Что даёт участникам обучение на программе:
сильнейший рост собственных компетенций: на протяжении обучения студенты программы будут давать друг другу обратную связь на основании 11 компетенций ICF;
дополнительная профессия: усиливаются требования ICF к квалификации коучей и встаёт вопрос, кто будет эти требования выполнять, поэтому коучи обращаются к менторам;
вы сможете представить себя как профессионала на растущем рынке менторинга – не нужно искать клиентов, клиенты ищут вас;
сможете работать как ментор и с бизнес-клиентами.
«Благодаря этому курсу я выросла в коуча PCC. Не в PCC на бумаге, а в РСС-подход работы с клиентами. Я больше разобралась в себе. Обучение менторингу позволило заглянуть в такие истории, как развитие внутреннего ментора, знакомство с внутренними ограничениями и привычками, которые из нашей обычной жизни переходят в коучинг. Я долго сомневалась, участвовать ли мне в программе менторинга. Даже выносила вопрос на коуч-сессию! Сейчас пониманию, какое правильное решение приняла» - Вероника Водохлебова, PCC ICF, ментор, HR-директор «СИБУР-Центр обслуживания бизнеса»