Для чего супервизия в менеджменте?
Статья по итогам вебинара профессионального супервизора, коуча, фасилитатора Ксении Росиной «Супервизия в коучинге и менеджменте»
что такое супервизия в менеджменте;
что такое супервизия в коучинге и как она может применяться в бизнес-среде и применима ли вообще;
кто может стать супервизором;
как построена программа обучения супервизии в Международном университете Global Coaching.
ICF: «Коучинговая супервизия фокусируется на развитии способностей коуча, предлагая широкие возможности поддержки и развития и создаёт безопасную среду, в которой коуч может делиться своими успехами и неудачами на пути становления своего мастерства взаимодействия с клиентами». 10 часов супервизионной практики засчитывается наравне с часами менторинга.
EMCC (подход к определению супервизии более широкий – в нём взгляд на всю экосистему: супервизор, коуч, клиент коуча, среда коуч-сессии и среда клиента; в определении есть идея взаимного влияния всех элементов системы друг на друга):
«Коучинговая супервизия – взаимодействие, в котором коуч рассматривает с супервизором свою коучинговую практику, чтобы получить поддержку, стимулировать собственную рефлексию и обучение для развития и благополучия коуча, его клиентов и организаций, частью которых они являются».
Начнём со второй функции, потому что её не будет в бизнес-контексте – это (2) нормативная функция. Когда супервизор помогает коучу проработать вопросы профессиональных стандартов, этические дилеммы, и понять, как практика коуча формируется в этой рамке.
Две другие функции присутствуют и в коучинговом, и в бизнес-контексте.
1. Формирующая – профессиональное развитие
Супервизор создаёт пространство для обучения и развития, в частности, развития навыка рефлексии.
3. Восстанавливающая – поддержание благополучия
Помощь супервизии в предотвращении выгорания профессионала, эмоциональная поддержка и проработка психологических вопросов, которые возникают в ходе работы с клиентом.
1. Возможность посмотреть на свою практику извне и со всех сторон.
Супервизия – это про взгляд на ситуацию «сверху», это про возможность с позиции наблюдателя посмотреть на то, что происходило в моменте, и на то, что происходит сейчас относительно этого момента.
2. Поддержание «чистой» практики
Это стремление коуча к такой практике, в которую ему всё легче и легче не привносить собственные шаблоны, паттерны, параллельные процессы. Это также возможность сделать свои паттерны не помехой в практике, а инструментом работы с клиентом.
3. Развитие навыка рефлексии
4.Возможность расширить своё видение
5. Улучшение опыта клиента
Когда инструментарий коуча обогащается и у него есть стремление к «чистой практике», то опыт клиента меняется. Коуч становится не просто партнёром, а зеркалом для клиента, и это ценно.
трудные клиенты и/или сложные ситуации в сессии, состояния тупика;
паттерны и повторяющиеся ощущения коуча;
этические вопросы, нарушения границ, контракт;
роли в сессии;
«игры» клиента, как с этим работать;
переносы, контрпереносы, параллельные процессы;
эмоциональные выгорание коуча, утечка энергии;
развитие практики и профессиональное развитие.
Супервизионный контракт мягче, чем коучинговый, обычно это запрос на размышление, на исследование, на рассмотрение ситуации. Выходом из супервизии являются не конкретные действия, планы, шаги со сроками выполнения, а какие-либо выводы или ещё больше вопросов, которые клиент будет рассматривать, чтобы до конца рассмотреть тему или прийти к какому-то пониманию.
1. Поддержка коуч-компетентных руководителей и внутренних коучей
Руководитель не всегда может держать в фокусе внимания следование принципам коуча, сохранять нейтральную позицию, поскольку, помимо роли коуча, у него в компании может быть много ролей, и супервизия помогает разделять эти роли. Это также возможность понять, как переключаться в моменте, а если не удаётся переключаться, то на что можно опереться.
Если организация практикует коучинг, наверняка есть цель, есть понимание, что такой формат ведёт к более быстрому развитию сотрудников, к большему проявлению инициативы и к повышению прибыли. Если мы поддерживаем руководителя в этом процессе с помощью супервизии, то результаты от коучинга усиливаются и ускоряются.
2. Создание поддерживающей среды (peer-group, рефлексивная практика)
Групповая супервизия коллег – формат, который создаёт поддерживающую среду, например, для снятия напряжения, обсуждения, как на кого влияет ситуация и что происходит.
3. Другой способ исследовать вызовы, предлагает альтернативный взгляд.
Например, ситуация: руководителя бесит сотрудник. Что за этим стоит? Руководитель обращается к рефлексивной практике и возникает понимание, что сотрудник его бесит не сам по себе, а потому что у руководителя есть дети-подростки, которые не слушают его и этим раздражают. Руководитель находит свою зацикленность на домашней ситуации. Домашнюю ситуацию он проецирует на все другие похожие, хотя на самом деле они о разном. В итоге рефлексивная работа дала понимание руководителю, что стоит разделять моменте, когда дети не слушаются и протестуют, и отношения с сотрудником, который не протестует, как подросток, а, возможно, пытается донести какую-то мысль. Человек ставит себе задачу – найти, что делать, чтобы услышать сотрудника, как ему поменять коммуникацию с подчинёнными, чтобы он не воспринимал их общение как спор, сопротивление или вызов его авторитету.
4. Развитие осознанности и создание холистического подхода к развитию сотрудников.
Холистический подход не для всех компаний. Это для тех организаций, у которых есть понимание, что человек за столом в офисном кресле - не робот, который пришёл и отключился от других забот, кроме рабочих. Сейчас бизнес большее значение придаёт чувствам и эмоциям сотрудников, нежели раньше, и супервизия способствует развитию такого подхода в предпринимательской сфере.
Можно использовать супервизию в работе со сложными ситуациями в компании, если в организации есть ценность удержания сотрудников. Супервизия будет эффективна в проработке негативных ситуаций, например отказ сотруднику в повышении по службе, которого человек ждал, и фрустрации, которая возникла вследствие этого. Или, например, когда у бизнеса меняется стратегия развития. Одни люди хорошо понимают и воспринимают смену парадигмы в компании, а других захватывает ощущение, что земля уходит из под ног. Супервизия работает с такими вопросами, и они могут решаться бизнесом легче в супервизии, чем коучинговом формате.
5. Расширение корпоративной wellness-программы
Супервизия может быть дополнением к уже имеющемуся пакету программ, которые находятся за рамками корпоративного обучения (комнаты релакса и прочих).
У программы два фокуса: супервизионные инструменты и инструменты для работы с бизнес-контекстом. Всё обучение держится на трёх столпах:
Супервизия – не про то, как копировать чью-то модель. Недостаточно просто взять и применить инструмент, в супервизии важна личность супервизора, в том смысле, что каждый человек привносит в практику что-то своё. И супервизия двух разных профессионалов будет отличаться, потому что у каждого из них формируется свой подход к практике, у них разный опыт и взгляд на одного и того же клиента.
Внимание и значение личности супервизора в супервизии обогащает супервизионное поле и клиентов супервизии, потому что клиент имеет возможность получить у разных профессионалов полезные для себя моменты. Поиск своего Я в супервизии, поиск своего подхода, философии, понимания себя как инструмента – это основной костяк обучения на программе супервизии. Это то, что можно получить только через опыт и рефлексию, поэтому в программе много практики, сопровождения и обратной связи. Причём обратная связь даётся в виде исследования, не столько для корректировки действий студента-супервизора, а с целью показать, что ещё можно использовать в работе. И студент может выбрать – подходит ему инструмент или это не его формат.
По окончании международной программы «Супервизия в коучинге и менеджменте» CCE ICF, вы получите 2 сертификата:
международный сертификат CCE ICF от Международного университета Global Coaching;
английский сертификат от школы коучинга и супервизии Coachange.