
Для чего супервизия в менеджменте?
Статья по итогам вебинара профессионального супервизора, коуча, фасилитатора Ксении Росиной «Супервизия в коучинге и менеджменте»
что такое супервизия в менеджменте;
что такое супервизия в коучинге и как она может применяться в бизнес-среде и применима ли вообще;
кто может стать супервизором;
как построена программа обучения супервизии в Международном университете Global Coaching.
ICF: «Коучинговая супервизия фокусируется на развитии способностей коуча, предлагая широкие возможности поддержки и развития и создаёт безопасную среду, в которой коуч может делиться своими успехами и неудачами на пути становления своего мастерства взаимодействия с клиентами». 10 часов супервизионной практики засчитывается наравне с часами менторинга.
EMCC (подход к определению супервизии более широкий – в нём взгляд на всю экосистему: супервизор, коуч, клиент коуча, среда коуч-сессии и среда клиента; в определении есть идея взаимного влияния всех элементов системы друг на друга):
«Коучинговая супервизия – взаимодействие, в котором коуч рассматривает с супервизором свою коучинговую практику, чтобы получить поддержку, стимулировать собственную рефлексию и обучение для развития и благополучия коуча, его клиентов и организаций, частью которых они являются».
Начнём со второй функции, потому что её не будет в бизнес-контексте – это (2) нормативная функция. Когда супервизор помогает коучу проработать вопросы профессиональных стандартов, этические дилеммы, и понять, как практика коуча формируется в этой рамке.
Две другие функции присутствуют и в коучинговом, и в бизнес-контексте.
1. Формирующая – профессиональное развитие
Супервизор создаёт пространство для обучения и развития, в частности, развития навыка рефлексии.
3. Восстанавливающая – поддержание благополучия
Помощь супервизии в предотвращении выгорания профессионала, эмоциональная поддержка и проработка психологических вопросов, которые возникают в ходе работы с клиентом.
1. Возможность посмотреть на свою практику извне и со всех сторон.
Супервизия – это про взгляд на ситуацию «сверху», это про возможность с позиции наблюдателя посмотреть на то, что происходило в моменте, и на то, что происходит сейчас относительно этого момента.
2. Поддержание «чистой» практики
Это стремление коуча к такой практике, в которую ему всё легче и легче не привносить собственные шаблоны, паттерны, параллельные процессы. Это также возможность сделать свои паттерны не помехой в практике, а инструментом работы с клиентом.
3. Развитие навыка рефлексии
4.Возможность расширить своё видение
5. Улучшение опыта клиента
Когда инструментарий коуча обогащается и у него есть стремление к «чистой практике», то опыт клиента меняется. Коуч становится не просто партнёром, а зеркалом для клиента, и это ценно.
трудные клиенты и/или сложные ситуации в сессии, состояния тупика;
паттерны и повторяющиеся ощущения коуча;
этические вопросы, нарушения границ, контракт;
роли в сессии;
«игры» клиента, как с этим работать;
переносы, контрпереносы, параллельные процессы;
эмоциональные выгорание коуча, утечка энергии;
развитие практики и профессиональное развитие.
Супервизионный контракт мягче, чем коучинговый, обычно это запрос на размышление, на исследование, на рассмотрение ситуации. Выходом из супервизии являются не конкретные действия, планы, шаги со сроками выполнения, а какие-либо выводы или ещё больше вопросов, которые клиент будет рассматривать, чтобы до конца рассмотреть тему или прийти к какому-то пониманию.
1. Поддержка коуч-компетентных руководителей и внутренних коучей
Руководитель не всегда может держать в фокусе внимания следование принципам коуча, сохранять нейтральную позицию, поскольку, помимо роли коуча, у него в компании может быть много ролей, и супервизия помогает разделять эти роли. Это также возможность понять, как переключаться в моменте, а если не удаётся переключаться, то на что можно опереться.
Если организация практикует коучинг, наверняка есть цель, есть понимание, что такой формат ведёт к более быстрому развитию сотрудников, к большему проявлению инициативы и к повышению прибыли. Если мы поддерживаем руководителя в этом процессе с помощью супервизии, то результаты от коучинга усиливаются и ускоряются.
2. Создание поддерживающей среды (peer-group, рефлексивная практика)
Групповая супервизия коллег – формат, который создаёт поддерживающую среду, например, для снятия напряжения, обсуждения, как на кого влияет ситуация и что происходит.
3. Другой способ исследовать вызовы, предлагает альтернативный взгляд.
Например, ситуация: руководителя бесит сотрудник. Что за этим стоит? Руководитель обращается к рефлексивной практике и возникает понимание, что сотрудник его бесит не сам по себе, а потому что у руководителя есть дети-подростки, которые не слушают его и этим раздражают. Руководитель находит свою зацикленность на домашней ситуации. Домашнюю ситуацию он проецирует на все другие похожие, хотя на самом деле они о разном. В итоге рефлексивная работа дала понимание руководителю, что стоит разделять моменте, когда дети не слушаются и протестуют, и отношения с сотрудником, который не протестует, как подросток, а, возможно, пытается донести какую-то мысль. Человек ставит себе задачу – найти, что делать, чтобы услышать сотрудника, как ему поменять коммуникацию с подчинёнными, чтобы он не воспринимал их общение как спор, сопротивление или вызов его авторитету.
4. Развитие осознанности и создание холистического подхода к развитию сотрудников.
Холистический подход не для всех компаний. Это для тех организаций, у которых есть понимание, что человек за столом в офисном кресле - не робот, который пришёл и отключился от других забот, кроме рабочих. Сейчас бизнес большее значение придаёт чувствам и эмоциям сотрудников, нежели раньше, и супервизия способствует развитию такого подхода в предпринимательской сфере.
Можно использовать супервизию в работе со сложными ситуациями в компании, если в организации есть ценность удержания сотрудников. Супервизия будет эффективна в проработке негативных ситуаций, например отказ сотруднику в повышении по службе, которого человек ждал, и фрустрации, которая возникла вследствие этого. Или, например, когда у бизнеса меняется стратегия развития. Одни люди хорошо понимают и воспринимают смену парадигмы в компании, а других захватывает ощущение, что земля уходит из под ног. Супервизия работает с такими вопросами, и они могут решаться бизнесом легче в супервизии, чем коучинговом формате.
5. Расширение корпоративной wellness-программы
Супервизия может быть дополнением к уже имеющемуся пакету программ, которые находятся за рамками корпоративного обучения (комнаты релакса и прочих).
У программы два фокуса: супервизионные инструменты и инструменты для работы с бизнес-контекстом. Всё обучение держится на трёх столпах:
Супервизия – не про то, как копировать чью-то модель. Недостаточно просто взять и применить инструмент, в супервизии важна личность супервизора, в том смысле, что каждый человек привносит в практику что-то своё. И супервизия двух разных профессионалов будет отличаться, потому что у каждого из них формируется свой подход к практике, у них разный опыт и взгляд на одного и того же клиента.
Внимание и значение личности супервизора в супервизии обогащает супервизионное поле и клиентов супервизии, потому что клиент имеет возможность получить у разных профессионалов полезные для себя моменты. Поиск своего Я в супервизии, поиск своего подхода, философии, понимания себя как инструмента – это основной костяк обучения на программе супервизии. Это то, что можно получить только через опыт и рефлексию, поэтому в программе много практики, сопровождения и обратной связи. Причём обратная связь даётся в виде исследования, не столько для корректировки действий студента-супервизора, а с целью показать, что ещё можно использовать в работе. И студент может выбрать – подходит ему инструмент или это не его формат.
По окончании международной программы «Супервизия в коучинге и менеджменте» CCE ICF, вы получите 2 сертификата:
международный сертификат CCE ICF от Международного университета Global Coaching;
английский сертификат от школы коучинга и супервизии Coachange.
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.