
Применение супервизии в коучинге и бизнесе
В одной из прошлых статей на тему супервизии мы рассказывали о тех экспериментах, которые предпринимают коучи, используя инструменты супервизии в бизнес-запросах. Сегодня снова рассказываем примеры ситуаций, в которых супервизия сработала. Кейсами делится сертифицированный коуч, супервизор и фасилитатор Ксения Росина, PCC ICF.
На одной из сессий в рамках коучингового взаимодействия клиент пришел с темой взаимодействия со своим подчиненным. Обычно довольно сдержанный и рассудительный, рассказывая о своём видении ситуации клиент эмоционально сказал буквально следующее: «N меня бесит и меня бесит, что я так реагирую. Он постоянно меня провоцирует, как будто бросает вызов, я иду на поводу у него и сам себе не нравлюсь в эти моменты. Уволить его причин нет, больше того, он еще Hi-Po [сотрудник с большим потенциалом], так что мне надо не только терпеть, но и развивать его». Клиент хотел понять, что именно в поведении сотрудника выводит его из себя и как корректно выстраивать работу с сотрудником.
Мы поисследовали, как клиент воспринимает поведение сотрудника. Руководитель и сам признал, что человек талантлив, работает прекрасно. Мне показалось, что эта реакция на сотрудника лежит не в поле рационального мышления, и поскольку клиент считал важным именно разобраться в самой реакции, прежде чем вырабатывать стратегию взаимодействия, я использовала именно супервизионный подход. «А что вы чувствуете, когда пересказываете мне всю эту ситуацию?» - «Ярость», ответил клиент. «Как будто мне надо все время показывать, кто тут главный» Мы еще немного поисследовали эти ощущения, и я спросила «а где еще в вашей жизни вы испытывали подобные ощущения?». И обнаружился параллельный процесс: неожиданно для себя клиент сказал «вот когда с сыном общаюсь, он подросток, бросает вызов авторитетам». Интересно, что при этом клиент рассмеялся и сказал об этом очень легко, без эмоционального напряжения. Дальнейшее исследование помогло клиенту сравнить эти ситуации – в чем же разница, почему одна вызывает напряжение, а другая – нет? Клиент обнаружил, что поведение подростка он воспринимает как абсолютно нормальный этап взросления, ему легко наблюдать, как сын становится мужчиной, он принимает и даже рад этому. И это помогло ему иначе взглянуть на поведение сотрудника, буквально за минуту из выскочки и наглого типа подчиненный превратился в специалиста, который пытается заработать себе репутацию, в том числе и в глазах руководителя, пытается работать независимо, стремиться к большему.
Безусловно, этот запрос можно было бы разобрать и в исключительно коучинговом формате, поддержать создание новой стратегии поведения руководителя с подчиненным, может быть проговорить, каким клиент видит себя в роли руководителя, но именно супервизионный подход позволил обнаружить параллельный процесс. В итоге клиенту даже не понадобилось вырабатывать новую стратегию взаимодействия с подчиненным. Он определил для себя, что будет прислушиваться к возникающим у него эмоциям, задаваться вопросом «а на что это похоже?» и смотреть на поведение сотрудника как на важный этап профессионального роста. Исследование ситуации «здесь и сейчас» помогло простроить всё дальнейшее взаимодействие участников отношений.
Мы говорим о необходимости регулярной супервизии для коучей – внешних и внутренних. Это неотъемлемая часть профессионального развития, безопасное пространство для исследования того, что происходит с коучем, между коучем и клиентом, между коучем, клиентом и широким контекстом. Супервизия позволяет коучу настроить свой инструмент, чтобы он в сессии звучал чисто, без помех.
При этом, если посмотреть на процесс внедрения коучинговой культуры в организациях, мы видим три модальности: внешние коучи, внутренние коучи и руководители, которые используют навыки коучинга в повседневной работе с подчинёнными (коуч-компетентные руководители). Во многих компаниях с сильно развитой коучинговой культурой присутствует также коучинг коллег (peer-to-peer coaching), часто в групповом формате. Как быть с этими двумя категориями? Нужна ли им супервизия, будет ли она полезна?
Вместе с клиентом – российской компанией, внедряющей коучинговую культуру, мы решили посмотреть, что изменится, когда коуч-компетентным руководителям станет доступна поддержка супервизора.
После трех месяцев работы можно подвести промежуточные итоги:
78% коуч-компетентных руководителей воспользовались данной возможностью и большинство из них отметили, что эта поддержка была им полезна. Интересно, что запросы на супервизию при этом отличались от тех, что выносили внутренние коучи.
Помимо вопросов, связанных с эмоциональным состоянием и поддержанием внутреннего ресурса, коучи выносили на групповую супервизию этические дилеммы и сопротивление в сессиях. Эти вопросы не встречались в запросах руководителей, взамен они выносили следующее:
границы и баланс между коучинговым форматом, экспертностью, директивностью
поддержание своего ресурсного состояния (актуальная проблема в этом году)
исследование области применения коучинговых инструментов (например, для поддержки и мотивации подчиненных). Выяснилось, что руководили довольно эффективно переходят на формат «супервизия равных» (группы Баллинта).
Участники также отметили, что супервизия помогла им активнее внедрять навыки коучинга в работе с подчиненными, не возвращаться к привычным методам управления, а координаторы проекта по внедрению коучинговой культуры заметили связь между прохождением супервизии руководителем и скоростью внедрения коучингового формата взаимодействия в команде (впрочем, говорить о прямой связи рано, возможно дело в том, что руководители, которые стремятся использовать коучинговые инструменты, больше заинтересованы в получении поддержки).
Даже на таком небольшом проекте (групповая встреча раз месяц, запланировано 6 месяцев взаимодействия) заметно, что при внедрении коучинговой культуры в организации супервизия служит эффективной поддержкой не только внутренних коучей, но и руководителей, стремящихся перейти к применению коучинговых инструментов в управлении сотрудниками.
Автор кейса: тренер-преподаватель Международного университета Global Coaching Ксения Росина, PCC, CIPD, профессиональный коуч, сертифицированный супервизор и фасилитатор, эксперт в области корпоративного обучения и развития талантов.
Коллеги, приглашаем вас на международную программу «Супервизия в коучинге и менеджменте» CCE ICF. Это уникальная программа, которая даёт возможность работать в рамках рефлексивной практики как с профессиональными коучами (внутренними и внешними), для кого коучинг – основная профессия; так и с сертифицированными коуч-компетентными руководителями организаций.
Международный сертификат CCE ICF от Международного университета Global Coaching
Английский сертификат от школы коучинга и супервизии Coachange.
Национальной федерации профессиональных менторов и коучей
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.