
Интервью с Анной Блиновой, ментором, коучем, преподавателем университета
Методика менторинга во втором десятилетии XXI века стала для бизнеса ответом на глобальные вызовы – ориентацию бизнеса на стратегическую прибыль; изменение отношения человека к своей профессиональной деятельности – люди легче меняют работу, тщательно выбирают работодателя; основную часть рабочей силы в мире составляют теперь «миллениалы» и «зуммеры», которые отдают предпочтение компаниям, готовым инвестировать в развитие сотрудников и с которыми не работает только финансовая мотивация.
О том, когда целесообразно внедрять менторинг в компанию, что привлекает людей в роли ментора и какие задачи организаций решает методика, мы поговорили с Анной Блиновой, PCC ICF, коучем, ментором, ведущим тренером-преподавателем Международного университета Global Coaching, коммерческим директором НФ «Ростелеком» (2008-2016) , преподавателем РАНХиГС (г. Москва).
На каком этапе развития компании стоит внедрять менторинг?
— Теорий развития компаний очень много, и говорить про какой-то конкретный этап сложно. Но есть предпосылки, при наличии которых практика менторинга будет интересна предприятию:
1) Собственник или первое лицо организации готов к изменениям и развитию компании и сотрудников.
2) В компании есть критическая масса людей, которые хотят быть вкладом в развитие других.
3) Наличие культуры роста или предпосылок в культуре роста в компании.
В своей практике я встречалась с разными компаниями. Одни компании считают, что развитие персонала – это бедствие, потому что сотрудники обучатся и уйдут. Есть бизнес с чёткой позицией - развиваться сотрудник должен сам, чтобы претендовать на более высокую зарплату, например. Такой бизнес не готов инвестировать в обучение персонала и, как следствие, маловероятно, что менторинг будет полезен этой компании.
Если организация понимает необходимость перемен, если рост сотрудников является ценностью в компании, если компания готова к инвестированию (времени и вовлечённости) для осуществления изменений, то в такой организации программа менторинга «полетит» - будет востребованной, будет развиваться и показывать результаты.
Какие задачи решает менторинг в компании?
— Любые изменения, которые происходят в компании: вырастить кадровый резерв, осуществить проект, развить сотрудников. Например, руководитель встал на новую позицию, у него уже есть результаты, но не до конца есть понимание, как увеличить свою эффективность. Ментор может помочь в этом вопросе и советом, и опытом, и предоставлением возможности найти своё решение.
Когда, кроме обычных инструментов развития (тренингов, семинаров, коучинга), для сотрудника подбирают ментора, который помогает человеку пройти изменения в структуре компании, то человек, особенно с руководящей позицией, легче адаптируется к нововведениям и начинает работать так, чтобы компания тоже встретила изменения эффективно.
Менторинг помогает изменить ролевые отношения, отношение к управлению, научиться делегировать, распределять своё время, ставить задачи, контролировать и любить этот контроль. Я работала с такими задачами в одной компании, проводила индивидуальные менторинги. Моими менти стали сотрудницы, которые были назначены на руководящие позиции.
Для этой компании было экономически не выгодно организовывать тренинг небольшому числу людей. Кроме того, у организации была задача не просто обучить вчерашних исполнителей навыкам руководителя, а помочь им сразу примерять в работе лидерские компетенции. Поэтому организация пригласила меня в качестве внешнего ментора.
После первого этапа моей работы с менти, компания провела промежуточные замеры результатов. Оказалось, что необходимые руководителю компетенции такие, как умение делегировать, контролировать и прочие, вначале нашего партнёрства оценивались на 3-4 балла, а промежуточный замер показал – 7-8 баллов. Это было значительным прогрессом за довольно короткое время.
Нужно ли иметь базовое коучинговое образование, чтобы пойти учиться профессии ментора?
— Нет, это не обязательно. Человек может обучаться менторингу, не имея коучингового образования. Однако коучинговые знания и умения сильно облегчают работу ментора и понимание сути менторинга как процесса. В менторинге используются коучинговые навыки такие, например, как рефлексивный диалог. Кроме того, студенту с базовыми знаниями коуча легче даётся целеполагание, потому что он уже умеет делать это коучинговом формате.
Но те, кто не имеет коучингового образования, тоже становятся шикарными менторами. Главное – иметь экспертизу в той нише, в которой планируешь быть наставником, и готовность быть партнёром, вкладом для другого человека. Например, хочешь быть ментором в области развития руководителей? Должна быть экспертиза в руководящей позиции. Если же хочешь быть ментором для коучей, то опыт коуча обязателен.
Что привлекает студентов в роли ментора?
— Менторинг - направление, которое даёт новые возможности. Ментор может проявить свою экспертизу, при этом сохранить недирективность, как в коучинге, может оставаться в нейтральной коучинговой позиции, при этом помочь менти своим опытом.
Также в какой-то момент жизни у людей возникает потребность быть вкладом в кого-то. Люди хотят помогать, но не знают, как это делать. И обучение менторингу позволяет профессионально развивать людей вокруг себя и быть вкладом в другого человека. Вместе с профессиональным обучением менторингу приходит осознание, «как помочь», и человек начинает практиковать и развивать свою практику.
Что в работе ментора или в обучении менторингу сложно для студентов?
— Сложностей три, на мой взгляд. В работе ментора трудно сохранить недирективную позицию и оставить свободу выбора за менти. Ментор не гарантирует, что опыт, которым он делится, на 100% сработает в ситуации менти. У менти же есть свобода выбора – пройти этот опыт или не пройти. И ментору часто сложно принять, что менти может отказаться от решения, подсказанного ментором.
Второе – это сохранение партнёрства, отношения равных. Особенно трудно тем, кто занимает топовые позиции в организации, людям, которые были руководителями или сейчас являются ими. Сложно признавать сотрудников равными себе в менторской работе, сложно принять необходимость делиться и вкладываться в развитие другого человека, работать с сотрудниками в партнёрском диалоге.
И ещё бывает трудно отпустить менти в самостоятельное плавание. Люди за время сотрудничества становятся, мягко говоря, не чужими, привыкают друг к другу. Может быть сложно, но интересно, построить отношения так, чтобы через какое-то время менти стал абсолютно самостоятельным человеком, который умеет принимать решения, а не каждый раз, встречая сложности, бежит к ментору за помощью.
Вспомните ценную для вас ментор-историю.
— Долгое время я работала в компании «Ростелеком» коммерческим директором, и для своих замов, которые выросли в карьере на более высокие позиции благодаря моей поддержке, я, по сути, была ментором, но официально им не являлась тогда. Я предлагала сотрудникам сложные задачи, делилась опытом, старалась, чтобы они не просто делали, как я скажу, а учились принимать самостоятельные решения – всё это была менторская позиция с моей стороны, хотя в чистом виде менторинг по европейским стандартам исключает прямое подчинение менти ментору.
Что вам как личности дало обучение менторингу?
— Менторинг сильно развил мою эмпатию, я научилась принимать людей. Фундаментом этого осознания стало обучение коучингу, а менторинг продвинул меня ещё дальше: я начала принимать людей и все их решения.
Я стала экологично относиться к себе и к своему опыту. Пришло осознание, что можно быть важным и ценным для кого-то, и от этого повышается самооценка, уверенность в себе. А с другой стороны - можно быть не важным для кого-то и понимать, что с тобой всё окей, что это не трагедия. Вот что я подразумеваю под экологичным отношением.
Что порекомендуете людям, которые думают о возможности быть ментором?
—Хватит думать, пора делать! Если вы хотите, но не начинаете, то встаёт вопрос, насколько сильно вы хотите. Если для вас важно быть полезным другому человеку, быть вкладом в него, то менторинг - это те самые навыки, которые помогут вам реализоваться в этом направлении.
Менторинг эффективен в любой сфере, не обязательно связанной с коучингом или лидерством, он может применяться в продажах, медицине, в области высоких технологий, в творческих направлениях и специализациях – где угодно! Ментор – не идеал, но является примером для менти, и это заставляет подопечного отвечать на вызов, развиваться.
Если вы хотите помогать людям, вкладывайте в себя, учитесь и становитесь профессиональным ментором. У вас получится!
Чему ещё учат на профессиональной программе менторинга?
компетенциям ментора по международным стандартам;
структурам ментор-встреч: как строить полезные ментор-отношения, которые способствуют движению к целям менти;
технологии создания системы менторинга в организации на профессиональном уровне;
интегрировать навыки менторинга в стиль управления;
лучшему пониманию себя и мотивов других людей;
эффективным моделям мышления, чтобы уметь быстро реагировать на ситуации в условиях многозадачности.
Регистрируйтесь на международную программу «Менторинг в бизнесе» CCE ICF!
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.