Как стать эффективным ментором для своего менти
Менторинг - это о том, как давать верные советы? Так ли это? Не совсем. Быть ментором - это о мудрости, о готовности делиться полезным опытом и быть заинтересованным в развитии другого человека. Однако тот факт, что ментор, как правило, более опытный и, вероятно, старше по возрасту, может привести к одной из самых больших ошибок: ментор начинает давать советы. Что еще хуже, подопечный может побуждать ментора давать советы, задавая вопросы: «Что вы думаете?», «Что бы вы сделали?» или «Как вы думаете, это хорошая идея?» Так менти сигнализирует о том, что он не готов брать на себя ответственность за разработку своих собственных решений. Ментор может чувствовать необходимость помочь, но в действительности это только усилит беспомощность подопечного (и покажет, насколько умён ментор).
Ниже приведены шесть способов стать более эффективным ментором, выбирайте то, что вам душе и действуйте:
Убедитесь, что вы хорошо управляете ожиданиями и регулярно их подкрепляете. Объясните менти свою роль и его роль в отношениях. Повторяйте это в начале каждой сессии, если кто-то из вас склонен просить или давать советы. Скажите прямо, что вы не будете давать советы подопечному, и объясните, почему важно, чтобы менти нашёл собственные решения.
Вы вступили в ментор-отношения, чтобы помочь своему подопечному расти и развиваться, а не решать свои проблемы. Поэтому сфокусируйтесь на понимании структуры проблемы и на том, что мешает ученику решить ее самостоятельно. Успех измеряется возросшей осведомленностью менти, его новыми способностями и изменениями в жизни, а не тем фактом, что вы предоставили подопечному план действий.
Использование открытых вопросов - «Что?», «Где?», «Когда?», «Кто?» и «Как?» - это действенный способ развить у менти различные взгляды на проблему. Открытые вопросы помогают гарантировать, что ученик остается ответственным за поиск решения. Когда вы собираетесь отклониться от открытого вопроса, сначала подумайте о причине этого и о том, действительно ли это поможет ученику. Задайте себе вопрос: «Делюсь ли я своим опытом, даю обратную связь или даю предложения, чтобы помочь моему ученику расти и развиваться? Или я просто удовлетворяю свое желание решить его проблему?
Будьте тверды и убедительны, отказываясь давать совет или решение подопечному. Сформулируйте отказ так, чтобы не разрушать отношения. Например, можно сказать: «Мне приятно, что вы обращаетесь ко мне за советом, но я чувствую, что буду более полезен, если помогу вам найти ваши собственные решения».
Если ученик спрашивает: «Что вы думаете по этому поводу?» Вы можете ответить: «Я думаю, что мы добились хорошего прогресса и что, если мы посмотрим на это с другой точки зрения, вы сможете найти больше вариантов».
Таким образом, ваш ответ более сфокусирован на процессе, а не на решении, и вы продемонстрируете свою веру в способности менти.
Анализ моделей поведения и мышления может дать важное понимание того, как ученик подходит к проблемам и возможностям. Например, менти не хватает перспективы, и это мешает ему увидеть определенные решения. Если ученик продолжает вести себя неуверенно на сессиях и спрашивать совета, может, дело в доверии?
Спросите себя: «Почему я, как ментор, продолжаю оказываться в ситуации, когда я чувствую себя обязанным дать совет? Как я могу изменить эту модель?»
Приглашаем на первую в России программу менторинга для бизнеса, целью которой является внедрение менторинга (развивающего наставничества) в структуру компании - «Менторинг в бизнесе» CCE (ICF)
Программа включает в себя:
обучение лидеров в качестве менторов;
обучение руководителей проекта по внедрению менторинга в организацию;
освоение структур ментор-сессий участниками программы менторинга.
Что программа даёт компаниям:
сотрудники освоят технологию создания системы менторинга в организации на профессиональном уровне;
руководители усилят своё лидерство и интегрируют навыки менторинга в свой стиль управления;
сотрудники ощутят личностный рост: станут лучше понимать себя и мотивы других людей, станут более эффективными в условиях многозадачности.