Что такое коучинг?


Коучинг — это сотрудничество, направленное на помощь в достижении определённой цели. В процессе работы коуч использует множество техник (к примеру, умение активно слушать и задавать правильные вопросы), помогающих клиенту изменить перспективу и открыть для себя новые подходы к решению проблем и достижению целей.

Основные виды коучинга


Два основных вида современного коучинга:

Лайф-коучинг — сосредоточен на помощи в достижении личных целей.

Бизнес-коучинг (или корпоративный, лидерский) — помогает развить профессиональные навыки и лидерские качества, способные помочь одному или группе клиентов улучшить эффективность работы.

Международная Федерация Коучей ICF


ICF (International Coach Federation) — это Международная Федерация Коучей, организованная Томасом Леонардом в 1995 году. За свою более чем двадцатилетнюю историю организация объединила и помогла в развитии десяткам тысяч коучей более чем в 130 странах мира. ICF разработала систему сертификации, помогающую определить уровень мастерства коуча любого типа. Она служит надёжным гарантом квалификации коучей. ICF выдаёт сертификаты трёх категорий:

1. Associate Certified Coach ACC — ассоциированный сертифицированный коуч имеет начальный уровень владения компетенциями, способен применять их на практике какое-то время.

2. Proffessional Certified Coach PCC — профессиональный сертифицированный коуч хорошо понимает суть компетенций и владеет ими на практике более половины времени.

3. Master Certified Coach MCC — сертифицированный мастер коуч владеет всеми компетенциями коучинга свободно и эффективно, работая с клиентом, применяет их почти постоянно.

Итак, профессиональный коуч должен понимать и владеть основными компетенциями, разработанными ICF. Компетенции — это навыки и способности, помогающие коучу достигать поставленных целей. Они являются своеобразным «кодексом чести» профессиональных коучей.

11 компетенций коуча ICF


Основных компетенций коучинга ICF одиннадцать. Их можно условно разделить на 4 группы:


A

Создание фундамента:

1. Соответствие этическим нормам и профессиональным стандартам

Под этим подразумевается правильное понимание и полное принятие этики и норм коучинга, прописанных в 3-й части Этического Кодекса ICF, и умелое применение их на практике.

Также сертифицированный коуч должен чётко понимать различия между своей и прочими профессиями, направленными на личную помощь (консультант, психотерапевт, психолог и т. п.). При необходимости коуч посоветует обратиться к подходящему специалисту.

2. Заключение коучингового соглашения

Включает определение целей и возможности их достижения с каждым клиентом. Профессиональный коуч заранее обсуждает все аспекты партнёрских отношений (к примеру, оплату и график работы, логистику, обращение при необходимости к сторонним специалистам и т. п.) и умеет определить рамки допустимого и разграничить ответственность сторон.


B

Совместное создание отношений:

3. Установление доверительных отношений с клиентом

Коуч умеет создавать благоприятную, уважительную и доверительную атмосферу, чтобы клиент мог легко воспринимать его помощь. Для этого коуч должен:

Ощущать и проявлять неподдельную заботу.

Уважать личность клиента и его способности к обучению.

Проявлять положительные качества: ответственность, личностную целостность, честность, искренность и т. д.

Постоянно поддерживать клиента, помогать усвоить новые модели мышления и поведения, в том числе принимать риски и преодолевать страх неудач.

Заключать чёткие соглашения, избегать затрагивать новые для клиента области без его разрешения.

4. Коучинговое присутствие

Коуч должен уметь демонстрировать уверенную, но открытую манеру поведения, а также развитое чувство юмора для создания непринуждённой атмосферы. Он способен подстраиваться под конкретного клиента и его ситуацию. Его профессионализм проявляется в контроле эмоций (своих и клиента), он не позволяет им управлять процессом.

Он осознаёт и принимает риски, при этом всегда открыт к новым знаниям и возможностям. Опираясь на развитую интуицию, он видит разные варианты взаимодействия с клиентом (стандартные или новаторские) и останавливается на том, который максимально эффективен на данный момент.


C

Эффективная коммуникация:

5. Активное слушание

Коуч должен уметь целиком сосредоточиться на клиенте, его желаниях и потребностях, вникая в смысл его слов и их контекст. Но он умеет слышать не только слова, но и различать тон голоса и язык тела, чтобы верно понимать сказанное и даже не сказанное. Он сконцентрирован на клиенте, а не на своих планах относительно него. С ним легко делиться мыслями и чувствами.

Активное слушание — это умение грамотно подытожить, перефразировать и повторить высказанное клиентом, помочь ему осознать то, что он думает и чувствует, отточить восприятие и стимулировать развитие. При этом коуч не берёт на себя роль судьи, не оценивает и не занимает чью-то сторону.

6. Постановка «сильных» вопросов

Коуч задаёт вопросы, позволяющие клиенту:

становиться целеустремлённее и активнее, совершать открытия (например, вопрос-вызов);

ясно видеть текущую ситуацию и свои скрытые возможности;

двигаться вперёд, а не оглядываться назад.

Другими словами, задаваемые коучем вопросы должны отражать его умение активно слушать и понимание клиента и текущей задачи.

7. Прямое общение

Сертифицированный коуч умеет эффективно общаться с клиентом, выбирает тот стиль общения, который максимально действенен с данным клиентом. Он ясно, открыто и чётко формулирует свои мысли, предоставляет клиенту исчерпывающую информацию о целях, техниках и методиках работы, при необходимости вовремя проводит их рефрейминг.

Он всегда вежлив и уважителен, к примеру, избегает использовать в речи специфическую терминологию, жаргонизмы, или высказывания дискриминационного характера. Кроме того, коуч может пользоваться сравнениями и наглядными примерами, помогающими иллюстрировать важные мысли.


D

Фасилитация обучения и достижения результатов

8. Стимулирование осознания

Во время сессий коуч оценивает все получаемые сведения и верно интерпретирует их, он помогает клиенту осознавать происходящие в нём изменения. Для этого он расспрашивает клиента о его заботах и волнениях, изучает его восприятие окружающего мира и самого себя, выявляя несоответствия между тем, что он думает, чувствует и делает. При этом он не идёт на поводу у клиента, а способен независимо видеть и оценивать ситуацию. Он помогает определить, что и как влияет на мышление и поведение клиента (чувства, окружение и т. п.), вдохновляет его на их перемену.

Коуч помогает открыть новые образ мыслей и чувств, изменять точку зрения и отыскивать новые способы достижения нужных результатов.

В процессе сотрудничества он определяет достоинства и слабые стороны клиента, помогает ему видеть и сводить на нет разницу между декларируемыми и реальными действиями.

9. Проектирование действий

Чтобы достичь максимальных результатов, коуч умеет находить и создавать возможности постоянно учиться (дома, в жизни, на работе).

Он заботится о систематическом обучении: он помогает определить, какие действия помогут клиенту применить и отработать на практике полученные знания. Вовлекает его в поиск решений, их оценку и выбор. Иногда он может бросать вызов клиенту, провоцируя его на поиск новых возможностей. Он полностью поддерживает самопознание и эксперименты клиента, отмечает достижения и побуждает к дальнейшим стараниям. Помогает предпринимать изменения немедленно, не откладывая, но при этом следит за тем, чтобы темп обучения был комфортным для клиента.

10. Планирование и постановка целей

Коуч помогает клиенту составить план работы и придерживаться его. План должен содержать информацию о выбранных клиентом целях, методах и сроках достижения изменений. При необходимости в него вносятся своевременные корректировки.

Кроме того, коуч помогает найти и использовать все необходимые для обучения ресурсы (книги, сайты и пр.), а также фиксирует успехи клиента.

11. Управление прогрессом и ответственностью

Коуч контролирует выполнение клиентом намеченных действий, выясняет, что удалось, а что не удалось применить. Он не позволяет отклоняться от намеченного плана, постоянно концентрируя внимание на целях, в то же время, если понадобится, готов скорректировать подготовленный план.

Коуч помогает клиенту развивать самодисциплину и личную ответственность, способность принимать решения и достигать их, учит самосовершенствоваться и развиваться (самостоятельно учиться, подбирать подходящий для себя темп обучения, аккумулировать опыт и т. д.), чтобы впоследствии клиент мог продолжать прогрессировать без коуча.

Указывает клиенту на невыполнение им оговорённых действий, но делает это так, чтобы побудить его, а не укорить.

Каждая из перечисленных 11 компетенций коуча ICF в равной степени важна и обязательна к исполнению для получения сертификата. Поэтому наличие у коуча ICF сертификата служит гарантией того, что силы, время и средства клиента не будут потрачены впустую. Коуч, обладающий качествами и умениями, сведёнными в кодекс 11 компетенций ICF, способен оказать реальную помощь, причём сделать это максимально быстро и комфортно для клиента.

Международный Университет Global Coaching.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Расписание
Москва +
11 филиалов университета
Мы на связи:
Пнд.-Птн. 10:00-18:00
Вопросы?

Send this to a friend

Приветствую! Это может быть интересно для Вас: Компетенции коуча ICF
Ссылка: https://coachuniver.ru/kompetencii-koucha-icf/