Коучинг — это сотрудничество, направленное на помощь в достижении определённой цели. В процессе работы коуч использует множество техник (к примеру, умение активно слушать и задавать правильные вопросы), помогающих клиенту изменить перспективу и открыть для себя новые подходы к решению проблем и достижению целей.
Два основных вида современного коучинга:
Лайф-коучинг — сосредоточен на помощи в достижении личных целей.
Бизнес-коучинг (или корпоративный, лидерский) — помогает развить профессиональные навыки и лидерские качества, способные помочь одному или группе клиентов улучшить эффективность работы.
ICF (International Coach Federation) — это Международная Федерация Коучей, организованная Томасом Леонардом в 1995 году. За свою более чем двадцатилетнюю историю организация объединила и помогла в развитии десяткам тысяч коучей более чем в 130 странах мира. ICF разработала систему сертификации, помогающую определить уровень мастерства коуча любого типа. Она служит надёжным гарантом квалификации коучей. ICF выдаёт сертификаты трёх категорий:
1. Associate Certified Coach ACC — ассоциированный сертифицированный коуч имеет начальный уровень владения компетенциями, способен применять их на практике какое-то время.
2. Proffessional Certified Coach PCC — профессиональный сертифицированный коуч хорошо понимает суть компетенций и владеет ими на практике более половины времени.
3. Master Certified Coach MCC — сертифицированный мастер коуч владеет всеми компетенциями коучинга свободно и эффективно, работая с клиентом, применяет их почти постоянно.
Итак, профессиональный коуч должен понимать и владеть основными компетенциями, разработанными ICF. Компетенции — это навыки и способности, помогающие коучу достигать поставленных целей. Они являются своеобразным «кодексом чести» профессиональных коучей.
Основных компетенций коучинга ICF одиннадцать. Их можно условно разделить на 4 группы:
1. Соответствие этическим нормам и профессиональным стандартам
Под этим подразумевается правильное понимание и полное принятие этики и норм коучинга, прописанных в 3-й части Этического Кодекса ICF, и умелое применение их на практике.
Также сертифицированный коуч должен чётко понимать различия между своей и прочими профессиями, направленными на личную помощь (консультант, психотерапевт, психолог и т. п.). При необходимости коуч посоветует обратиться к подходящему специалисту.
2. Заключение коучингового соглашения
Включает определение целей и возможности их достижения с каждым клиентом. Профессиональный коуч заранее обсуждает все аспекты партнёрских отношений (к примеру, оплату и график работы, логистику, обращение при необходимости к сторонним специалистам и т. п.) и умеет определить рамки допустимого и разграничить ответственность сторон.
3. Установление доверительных отношений с клиентом
Коуч умеет создавать благоприятную, уважительную и доверительную атмосферу, чтобы клиент мог легко воспринимать его помощь. Для этого коуч должен:
Ощущать и проявлять неподдельную заботу.
Уважать личность клиента и его способности к обучению.
Проявлять положительные качества: ответственность, личностную целостность, честность, искренность и т. д.
Постоянно поддерживать клиента, помогать усвоить новые модели мышления и поведения, в том числе принимать риски и преодолевать страх неудач.
Заключать чёткие соглашения, избегать затрагивать новые для клиента области без его разрешения.
4. Коучинговое присутствие
Коуч должен уметь демонстрировать уверенную, но открытую манеру поведения, а также развитое чувство юмора для создания непринуждённой атмосферы. Он способен подстраиваться под конкретного клиента и его ситуацию. Его профессионализм проявляется в контроле эмоций (своих и клиента), он не позволяет им управлять процессом.
Он осознаёт и принимает риски, при этом всегда открыт к новым знаниям и возможностям. Опираясь на развитую интуицию, он видит разные варианты взаимодействия с клиентом (стандартные или новаторские) и останавливается на том, который максимально эффективен на данный момент.
5. Активное слушание
Коуч должен уметь целиком сосредоточиться на клиенте, его желаниях и потребностях, вникая в смысл его слов и их контекст. Но он умеет слышать не только слова, но и различать тон голоса и язык тела, чтобы верно понимать сказанное и даже не сказанное. Он сконцентрирован на клиенте, а не на своих планах относительно него. С ним легко делиться мыслями и чувствами.
Активное слушание — это умение грамотно подытожить, перефразировать и повторить высказанное клиентом, помочь ему осознать то, что он думает и чувствует, отточить восприятие и стимулировать развитие. При этом коуч не берёт на себя роль судьи, не оценивает и не занимает чью-то сторону.
6. Постановка «сильных» вопросов
Коуч задаёт вопросы, позволяющие клиенту:
становиться целеустремлённее и активнее, совершать открытия (например, вопрос-вызов);
ясно видеть текущую ситуацию и свои скрытые возможности;
двигаться вперёд, а не оглядываться назад.
Другими словами, задаваемые коучем вопросы должны отражать его умение активно слушать и понимание клиента и текущей задачи.
7. Прямое общение
Сертифицированный коуч умеет эффективно общаться с клиентом, выбирает тот стиль общения, который максимально действенен с данным клиентом. Он ясно, открыто и чётко формулирует свои мысли, предоставляет клиенту исчерпывающую информацию о целях, техниках и методиках работы, при необходимости вовремя проводит их рефрейминг.
Он всегда вежлив и уважителен, к примеру, избегает использовать в речи специфическую терминологию, жаргонизмы, или высказывания дискриминационного характера. Кроме того, коуч может пользоваться сравнениями и наглядными примерами, помогающими иллюстрировать важные мысли.
8. Стимулирование осознания
Во время сессий коуч оценивает все получаемые сведения и верно интерпретирует их, он помогает клиенту осознавать происходящие в нём изменения. Для этого он расспрашивает клиента о его заботах и волнениях, изучает его восприятие окружающего мира и самого себя, выявляя несоответствия между тем, что он думает, чувствует и делает. При этом он не идёт на поводу у клиента, а способен независимо видеть и оценивать ситуацию. Он помогает определить, что и как влияет на мышление и поведение клиента (чувства, окружение и т. п.), вдохновляет его на их перемену.
Коуч помогает открыть новые образ мыслей и чувств, изменять точку зрения и отыскивать новые способы достижения нужных результатов.
В процессе сотрудничества он определяет достоинства и слабые стороны клиента, помогает ему видеть и сводить на нет разницу между декларируемыми и реальными действиями.
9. Проектирование действий
Чтобы достичь максимальных результатов, коуч умеет находить и создавать возможности постоянно учиться (дома, в жизни, на работе).
Он заботится о систематическом обучении: он помогает определить, какие действия помогут клиенту применить и отработать на практике полученные знания. Вовлекает его в поиск решений, их оценку и выбор. Иногда он может бросать вызов клиенту, провоцируя его на поиск новых возможностей. Он полностью поддерживает самопознание и эксперименты клиента, отмечает достижения и побуждает к дальнейшим стараниям. Помогает предпринимать изменения немедленно, не откладывая, но при этом следит за тем, чтобы темп обучения был комфортным для клиента.
10. Планирование и постановка целей
Коуч помогает клиенту составить план работы и придерживаться его. План должен содержать информацию о выбранных клиентом целях, методах и сроках достижения изменений. При необходимости в него вносятся своевременные корректировки.
Кроме того, коуч помогает найти и использовать все необходимые для обучения ресурсы (книги, сайты и пр.), а также фиксирует успехи клиента.
11. Управление прогрессом и ответственностью
Коуч контролирует выполнение клиентом намеченных действий, выясняет, что удалось, а что не удалось применить. Он не позволяет отклоняться от намеченного плана, постоянно концентрируя внимание на целях, в то же время, если понадобится, готов скорректировать подготовленный план.
Коуч помогает клиенту развивать самодисциплину и личную ответственность, способность принимать решения и достигать их, учит самосовершенствоваться и развиваться (самостоятельно учиться, подбирать подходящий для себя темп обучения, аккумулировать опыт и т. д.), чтобы впоследствии клиент мог продолжать прогрессировать без коуча.
Указывает клиенту на невыполнение им оговорённых действий, но делает это так, чтобы побудить его, а не укорить.
Каждая из перечисленных 11 компетенций коуча ICF в равной степени важна и обязательна к исполнению для получения сертификата. Поэтому наличие у коуча ICF сертификата служит гарантией того, что силы, время и средства клиента не будут потрачены впустую. Коуч, обладающий качествами и умениями, сведёнными в кодекс 11 компетенций ICF, способен оказать реальную помощь, причём сделать это максимально быстро и комфортно для клиента.
Международный Университет Global Coaching.
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.
Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.