Менторинг: навыки эффективной передачи опыта. Часть 1.

10 советов для менторов, которые хотят развиваться

Что значит передать опыт? Если вы являетесь ментором и прямо сейчас можете назвать 10 способов передачи личного опыта, то закройте статью и потратьте время на что-то более стоящее. Хорошая новость для тех, кто решил читать дальше - в этой статье мы расскажем немного больше о том, что делает ментора сильным профессионалом в трансляции своего опыта. Осваивая и укрепляя в себе перечисленные навыки, вы научитесь применять их и сделаете частью собственного менторского стиля.

В подзаголовке значится «10 советов…», однако в данном материале мы публикуем только первые 5, чтобы сохранить интригу и дать вам время понаблюдать за собой в рамках описанных приёмов.

1. Покажи, не говори

Авторство идиомы «Покажи, не говори» приписывают Эрнесту Хемингуэйу, а общая идея выражения такова: история воспринимается лучше, когда вы показываете вещи, а не говорите о них. Сравните «он был зол» и «он закричал и ударил кулаком по стене». Первый пример рассказывает, второй показывает.

Когда вы визуализируете товар, его чаще покупают.

Вспомним, как Стив Джобс презентовал новые продукты Apple. Он не просто фокусировался на функциях. IPod не был успешным только потому, что был портативным музыкальным плеером с 5 ГБ памяти. Таких было много. Он имел бешеную популярность, потому что Джобс показывал, как IPod позволяет людям носить 1000 песен в кармане.

Как всё это связано с менторингом? Идея показывать, а не рассказывать работает хорошо в межличностном общении. Директивная коммуникация душит в людях индивидуальность и творческий потенциал. Поэтому профессиональные менторы избегают просто говорить людям, что делать. Их задача - указывать направление, а не вести машину.

2. Используйте метод Сократа

В педагогической практике он называется эвристическим, или частично-поисковым. Сократовский метод - это подход к диалогу, цель которого с помощью ряда вопросов заставить кого-то прийти к нужному вам заключению.

Если человек придёт к заключению от своего имени, то он с большей вероятностью воспримет эту мысль всерьез. Метод не дает людям чувствовать себя так, будто вы говорите им, что делать, даже если вы все еще руководите общим направлением беседы.

Метод Сократа работает настолько хорошо, что это популярная техника среди уличных активистов, которые пытаются изменить мнение людей и побудить их поддержать свое дело. Они используют его, потому что он работает - и это также может сработать в ваших отношениях с менти.

3. Слушать

Умение правильно слушать людей - это навык, который есть у всех профессиональных менторов, но он также может развиваться. Осознанное слушание требует концентрации, особенно если вы хотите быть в состоянии ответить действенными предложениями. Вы должны внимательно слушать и слова, и то, как они произносятся. Делайте заметки, задавайте вопросы. Первое поможет вам запомнить ключевые моменты разговора, второе - убедиться, что вы всё правильно понимаете.

4. Выход из зоны комфорта

Менторы ошибочно забывают (или предпочитают игнорировать), что у человека, сидящего напротив, есть право поступать по-своему. Из-за этого они могут задушить инновации и оригинальность, побуждая людей делать что-то определенным образом.

Не пытайтесь метафорически протолкнуть квадратные колышки в круглые отверстия, проявляйте гибкость, работая с подопечными, ищите золотую середину во взаимодействии с ними. Ищите способы улучшить себя, иногда идти по проторённой дорожке – не самое верное решение, хоть и «так делал всегда».

Есть одно НО - чуткий ментор должен знать разницу между выходом за пределы своей зоны комфорта и принятием ненужных рисков.

5. Продолжайте учиться

Некоторые менторы видят в статусе наставника высшую ступень карьеры – «стану ментором и можно будет расслабиться». Это плохая новость для менти, которых они наставляют. Это означает, что ментор находятся в творческом плато*.

«Как только вы перестаете учиться, вы начинаете умирать»,

- говорил Альберт Эйнштейн и был прав.

Истинный ментор учится всю жизнь, старается узнавать и практиковать новые идеи в своей отрасли. Да и трудно такому ментору помогать людям становиться лучше, поскольку сам он расти не хочет.

*Эффект плато связывают с достижением определенной степени автоматизации навыка. Человек всё ещё продолжает тренировать навык, но нет ни прогресса, ни регресса.

Вместо заключения

Во второй части статьи расскажем о том, почему нужно заниматься менторингом всерьёз или не заниматься им вообще, как успех в наставничестве связан с соответствием между вашим словом и делом и как «перекрёстное опыление» работает в менторинге.

Международный Университет Global Coaching приглашает на программы обучения профессиональному менторингу в коучинге и бизнесе. Если ваша специализация «коучинг», то вы можете стать наставником для коллег коучей, освоив международную программу «Менторинг (коуч как ментор)» CCE (ICF).

Если же вам интересно быть ментором для предпринимателей и сотрудников компаний, а также внедрять систему развивающего наставничества в организациях, то приглашаем вас на программу «Менторинг в бизнесе» CCE (ICF)


 
 
Расписание
Москва +
11 филиалов университета
Мы на связи:
Пнд.-Птн. 10:00-18:00
Вопросы?
Send this to a friend
Приветствую! Это может быть интересно для Вас: Менторинг: навыки эффективной передачи опыта. Часть 1.
Ссылка: https://coachuniver.ru/menroring-navik-peredachi-opita-part1/