Как передать менторский опыт, чтобы он был полезен для подопечного
В разделе «Публикации» на нашем сайте вы можете найти много материалов на тему менторинга в бизнесе: там и кейсы компаний (российских и зарубежных), и исследования развивающего наставничества разных лет, и инструменты, используя которые компании возвращают себе инвестиции, вложенные в обучение менторов и настройку программ менторинга. Развивающее наставничество приносит пользу как наставникам (менторам), так и подопечным (менти). Поэтому менторинг стал частью корпоративной культуры организаций из списка Fortune 500, от Johnson and Johnson до Walmart и многих других.
менторы больше удовлетворены работой и демонстрируют более сильную приверженность миссии компании;
90% из опрошенных менти сообщают, что стали более счастливыми в жизни и определили свои карьерные ориентиры;
75% связывают свою дальнейшую карьеру и профессиональное развитие с компанией, в которой они получили менторинг.
Как передать опыт так, чтобы он был воспринят? В этом смысле сессии менторинга имеют большое значение для процесса менторинга. Поэтому подходить к ним нужно серьёзно и быть готовым. Менторские беседы могут легко превратиться в поверхностные разговоры, если ментор и менти придут неподготовленным.
Причины, по которым от менторинга нет результатов:
менти и ментор не смогли установить ожидания и решить, что они хотят получить от опыта менторинга;
не было обсуждения, чего менти ждёт от ментора и ментор от менти в процессе партнёрства;
участники заранее не договорились о теме обсуждения;
ни менти, ни ментор не готовились к сессии (не смотрели дополнительной информации, не выполнили договорённости).
Если сессии менторинга плохо структурированы, они могут превратиться в бессмысленную болтовню, в которой отсутствует предметное обсуждение. От таких разговоров не будет никакого роста, и участники партнёрства будут думать каждый про себя о том, что они теряют драгоценное время.
Поэтому ментор-сессии должны быть сосредоточены на росте и развитии: ментор и менти определяют цели развития, создают планы для достижения этих целей и преодолевают препятствия или проблемы, встречающиеся на пути.
1. В начале отношений менторинга участники партнёрства обсуждают свои ожидания и составляют проект соглашения о менторинге. После того, как они установили ожидания, они оба готовятся к сеансам менторинга, в том числе отправляют электронное письмо с вопросами или предложениями по темам перед сессией.
2. Во время сессии менти и ментор будут работать над этими вопросами. Но участники также могут быть гибкими и позволить беседе течь естественно, пока обсуждение все ещё имеет смысл для ментора и менти.
3. После ментор-сессии участники отправляют электронное письмо, чтобы зафиксировать обязательства сторон, взятые во время встречи.
Менторы и менти делают все это, чтобы получить результат от развивающего наставничества.
Элейн Иезекиэль, директора по маркетингу Atomic Object, на протяжении всей карьеры брала на себя роль как ментора, так и менти, вот что она думает об эффективном менторинге:
«Как ментор, я считаю важным убедиться, что человек, который просит о поддержке, имеет четкое представление о том, как я могу ему помочь. Я помню, как училась в колледже и не понимала, что просьба о часовом телефонном разговоре с профессионалом может быть довольно неловкой, большой, проблематичной. Поэтому я стараюсь проявить понимание и сочувствие к людям, которые просят у меня моего времени, и предлагаю им заняться самоанализом, прежде чем мы проведем встречу.
Мой лучший опыт такого ситуативного менторинга был тогда, когда люди спрашивали меня о чём-то очень конкретном, об узких ситуациях или примерах. Если я вижу, что человек проделал часть работы самостоятельно после получения моей рекомендации, то я считаю своим долгом ментора уделить ему внимание, выслушать, задать вопросы. Я общаюсь с менти во время прогулок или во время еды, чтобы иметь возможность внести деятельность ментора в своё расписание.
Как подопечный ментора, я участвовала как в формальных, так и в неформальных сессиях менторинга. Мне посчастливилось пройти 9 месяцев формального карьерного менторинга у ментора, чью работу проспонсировала моя компания. Я оценила структуру моего ментора и получила большую ценность, ведя дневник менторинга, отражая то, что я узнала о себе в промежутках между сессиями».
Несколько советов о том, как организовать сессии.
Ментор и менти должны обсудить, чего они хотят от опыта: Есть ли что-то конкретное, чему они хотят научиться или разучиться?
Определите, как должна быть структурирована каждая сессия наставничества: О чем вы хотите поговорить?
Сколько времени и подготовки требуется?
Выясните, кто движет отношениями (подсказка: это должен быть менти).
Никогда не рекомендуется посещать встречи без плана, что справедливо и для сеансов менторинга. Знайте, какие цели или задачи клиент хочет решить. Спрашивайте о них у менти, чтобы заранее определять тему встречи.
Так же, как и при согласовании будущей темы, важно составить план предстоящей сессии и обозначить вопросы, который на ней следует обсудить.
Это не обязательно должны быть дословные сценарии для ментор-сессии, а что-то такое, что участники могут использовать в качестве отправной точки. Без плана участникам встречи будет сложно перейти к обсуждению, ведущему к росту. А без роста подопечного программа менторинга не будет развивать тот опыт, который приведет к важным изменениям в ваших сотрудниках и вашей организации.
Ключ к хорошим вопросам заключается в том, чтобы слушать и думать о том, что обсуждается или чем с вами делятся. Это помогает другому человеку почувствовать себя понятым и услышанным, что крайне важно для установления доверия между партнёрами.
Демонстрация понимания опыта, трудностей или проблем клиента необходима для совместного поиска решений. Помните, что демонстрация эмпатии не означает, что сессия должна стать вечеринкой сожаления или сеансом консультирования. Скорее, проявление эмпатии значит, что вы можете видеть вещи с точки зрения другого человека.
Источник: https://www.togetherplatform.com/blog/productive-mentoring-session
Зарегистрируйтесь на программу «Менторинг в бизнесе»CCE ICF!