коучинга в компаниях, или битва за талантливых сотрудников.
В Великобритании, в стране с самой развитой профессиональной сетью коучинга, провели исследование, по итогам которого подавляющее большинство работающих граждан заявили о необходимости включить коучинг в программы управления и развития бизнеса. В опросе, опубликованном City and Guilds Group, говорится, что 76% сотрудников считают коучинг полезным инструментом в турбулентный период, а 79% говорят, что он необходим для развития лидерства, внедрения новых технологий и способов работы.
От точечного использования к фундаменту бизнес-стратегий
Российские, зарубежные и мировые компании борются за лучшие человеческие ресурсы, за уникальные таланты, стараются удержать миллениалов, для которых развитие в профессии – принципиальный момент. Время требует от бизнеса эффективные модели развития компании и удержания сотрудников. Среди идей и подходов к созданию таких моделей последнее десятилетие ярко выделяется технология коучинга.
На начальном этапе применения коучинга в организациях речь шла об использовании отдельных коучинговых инструментов. Когда же бизнес, имевший опыт коучинга в одном из направлений своей деятельности, заявлял о высоких результатах, а потом подхватывал второй, третий бизнес… Стало очевидно, что методика даёт результат. И доверие к ней увеличилось.
Бизнес всё больше пользуется услугами профессиональных тренеров и стремится обучить коучингу собственных работников. И теперь, говоря о применении коучинга в бизнесе, бизнес-сообщество часто подразумевает интеграцию коучинга в корпоративную культуру компании.
Коучинговая культура в тех организациях, где она формируется как часть культуры компании, хотя и существует недолгое время, но уже даёт свои плоды. О том, как меняются организации, планомерно внедряющие коучинговую культуру в свои процессы, рассмотрим на примерах крупных компаний.
Путь к корпоративному величию
Необычайный успех IT-гигантов Google и Apple на рынке заставляет многих лидеров бизнеса обращать на них внимание и искать пути к корпоративному величию. Для компаний, которые свой путь к корпоративному величию связывает с коучинговой культурой, Международная федерация коучинга (ICF) учредила премию «ICF Prism Award». Наградой отмечают организации, которые добились весомых результатов в развитии коучинговых программ, соответствуют высоким профессиональным стандартам ICF, достигают стратегических целей и реальных результатов, а также помогают формировать корпоративную культуру.
Единственным в России лауреатом этой премии пока остаётся Coca-Cola HBC Россия. Коучинг в данной компании стал ведущим инструментом поддержания вовлеченности сотрудников и частью системы управления изменениями во время нестабильной ситуации в экономике.
Практика коучинга в Coca-Cola HBC Россия началась в 2010 году, для чего привлекались внешние коучи, за 8 лет она стала неотъемлемой частью корпоративной культуры. Вскоре предприятие открыло собственную программу обучения сертифицированных коучей (ICC). С момента запуска сертификаты коучей получили более 40 сотрудников и более 400 руководителей освоили коучинговые техники в управлении командой.
Каковы результаты комплексного внедрения коучинга для данной компании? Индекс вовлеченности вырос на 26% (по сравнению с 2013 годом) и по итогам 2016 года составил 94%. Кроме того, каждому сотруднику доступно планирование индивидуальных сессий по развитию и карьерному росту с внутренними сертифицированными коучами. Этой возможностью ежегодно пользуются более 90% сотрудников и, судя по отзывам, они довольны результатами. А руководители, реализующие коучинговый стиль управления, отмечают возросший уровень доверия и улучшение межличностных отношений внутри коллектива.
Ломая шаблоны
Другой пример сильной трансформации компании, благодаря переходу от модели управления «сверху» к развитой коучинговой культуре, показывает крупнейшая промышленная группа Индии J.K. К 2008 году в компании возник серьёзный возрастной разрыв: большинство лидеров J.K. были старше пятидесяти лет, а средний возраст сотрудников составлял 27 лет. Чтобы раскрыть потенциал персонала, продвигать инновации, удерживать талантливых сотрудников и обеспечивать дальнейший успех бизнеса, требовалось покрыть разрыв между поколениями. Поэтому с 2008 года J.K. методично внедряет коучинг в различные сферы деятельности своих компаний. Результатом усилий является коучинговая культура, которая влияет не только на саму организацию, но и на личную и семейную жизнь сотрудников J.K.
На новый уровень в формировании коучинговой культуры корпорация J.K. вышла в 2013 году, когда пригласила профессиональных коучей ICF для подготовки внутренних коучей-практиков. По состоянию на март 2018 года 28 старших руководителей окончили базовые программы коучинга, 20 вице-президентов и функциональных руководителей участвуют в обучении.
Что изменилось в J.K. с приходом коучинга в жизнь промышленной группы?
осуществлён переход от стиля управления «сверху вниз» к системе коллегиальных отношений между лидерами старшего и среднего звена, их сверстниками и прямыми подчиненными;
лидеры констатируют улучшение качества работы — удовлетворенность персонала своей деятельностью увеличилось на 16%;
с 2008 года доходы выросли на 105%;
снизилась текучесть кадров: потери сотрудников с высоким потенциалом уменьшились на 2% (с 7,1% в целом);
личные прорывы лидеров: в области управления стрессом, в навыках управления, организации командной работы.
Пожалуй, самым приятным моментом корпоративной трансформации является то, что её последствия выходят за рамки офисных стен: коучинг-клиенты сообщают, что улучшили свои навыки коммуникации и наладили отношения с супругами, детьми и родственниками.
Кто выиграет в битве?
Развитие лидеров в рамках создания культуры коучинга на рабочем месте предполагает расширение их навыков для поддержки роста и развития сотрудников в организации. Такая культура лидерства подчеркивает непрерывное обучение, конструктивный диалог с персоналом и качественную обратную связь, она помогает сотрудникам максимально использовать их потенциал и ощущать свою ценность для организации, способствует более мотивирующей и энергичной рабочей среде. Она формирует большую осознанность и более эффективную коммуникацию, которая поддерживает командную сплоченность и согласованность. На сегодняшний день перечисленные моменты важны для удержания талантливых сотрудников.
Инициатива изменения корпоративной культуры в сторону применения коучинговых технологий может быть пугающей. Иногда трудно понять, с чего начать и почему эти усилия важны для дальнейшего успеха компании. Помните, что изменение культуры не происходит в одночасье. Однако уже сейчас твёрдое решение использовать коучинг для развития бизнеса будет первым большим шагом к победе в жестокой битве за привлечение и удержание самых талантливых, неординарных и инновационных сотрудников.